ГЕННАДИЙ II Схоларий - Страница 4

Цель человеческого существования заключается в достижении Бога и наслаждении Им, что осуществляется благодаря высшим способностям человека – разуму и воле (последняя способность имеет особенно важное значение в делах веры). А поскольку движущей силой является свободная воля, необходимо, чтобы Бог дал человеку некий закон, которым бы он руководствовался в выборе. Таких законов было дано три: закон естественный, письменный (библейский) и евангельский. Первый закон был нарушен грехопадением: человек впал в идолослужение и стал поклоняться твари вместо Творца. Поэтому избранному малому народу был дан новый закон – письменный, для того чтобы подготовить людей к принятию более полного закона. В определённое время Бог Сам пожелал восстановить человека и даровать ему совершенный закон – закон благодати, после которого нет нужды ожидать иного, более совершенного. Закон, данный Господом на этот раз, нисколько не противоречит закону Моисея, но исполняет и совершенствует его. О нём уже благовествовали ветхозаветные пророки, языческие оракулы, его предвидели мудрейшие люди среди греков и египтян. После первоначального отпадения от Бога человек приблизился к Нему ближе, чем это было прежде. Как в ранний период своей жизни, так и в поздний Геннадий II Схоларий полагал, что Пресвятая Богородица обладала изначальной святостью с момента зачатия правоверной Анной, а Её успение считал преславным переселением с душой и телом. При этом он учитывал различие между официальным церковным учением и совокупностью церковных преданий: первое обязательно для всех, второе имеет право на существование, но не является вероучительной нормой. Среди ересей и еретиков прошлого Геннадий II Схоларий называл Варлаама Калабрийского и Григория Акиндина, главных противников учения Григория Паламы, которых часто воспринимали как латинофилов. Суть паламитских споров Геннадий II Схоларий видел в том, что антипаламиты отождествляли божественные сущность и энергии. По их мнению, если допустить, что божественные энергии являются познаваемыми, на чём настаивают паламиты, то и сущность становится доступной постижению, что невозможно. Сам же Геннадий II Схоларий считал энергии производными от божественной сущности и настаивал на реальности Фаворского Света. Вопрос о божественном предведении и предопределении он называл настоящей школой как для философов, так и для богословов. Ничто в мире не оставлено на волю случая, но Бог знает всё: прошлое, настоящее, будущее. Божественное предопределение распространяется только на праведников, на тех, кто осуществил замысел Создателя. В отношении же грешников предопределение оборачивается осуждением. Между божественным предведением и предопределением действует свободная человеческая воля, которая нисколько не ущемлена в своём выборе. При расположении к добру она получает благодатное содействие. На вопрос о времени смерти человека Геннадий II Схоларий отвечал, что не только смерть праведника определена Богом, но и смерть грешника не оставлена без Его вмешательства. Он уделил особенно пристальное внимание природе и происхождению человеческой души, отвечая на просьбы друзей и учеников. В трактатах, посвящённых этим темам, последовательно обосновывается учение креационизма, непосредственного творения человеческой души Богом в определённый момент развития эмбриона. Геннадий II Схоларий даёт примечательное уточнение, касающееся сроков водворения души в уже достаточно сформировавшийся плод, что в соответствии с представлениями античной медицины происходит примерно через сорок дней после зачатия. Душа проходит через определённые стадии: растительная душа уступает место сначала душе животной, а затем разумной, которая и завершает образование тела. Одним из существенных богословских доводов в пользу креационизма служит таинство Боговоплощения. Геннадий II Схоларий упоминает семь церковных таинств: Крещение, Евхаристию, Покаяние, Брак, Священство, Соборование, Миропомазание. Каждое совершается в определённом порядке, и в каждом используются соответствующие вещества. Все таинства установлены Спасителем. Об их установлении ясно сообщается в Писании, за исключением Миропомазания, для которого Геннадий II Схоларий считает достаточным свидетельство «Ареопагитик». В учении о таинстве Евхаристии он первым из греческих авторов стал широко употреблять термин «пресуществление». В этом он, вероятно, следовал за «Исповеданием» императора Михаила VIII Палеолога, изложенным при заключении Лионской унии 1274 г. Геннадий II Схоларий подробно останавливается на вопросах о конечных судьбах мира и человека, говорит о трёх категориях человеческих душ: блаженные, падшие и грешные, имеющие надежду на спасение. Первые вскоре после смерти входят в общение с Христом, наслаждаясь естественным блаженством, ожидая после воскресения обрести вышнее блаженство, преображение плоти и созерцание Божества лицом к лицу. Души закоренелых грешников после смерти увлекаются бесами в преисподнюю, однако мучения для них в полной мере наступят только после всеобщего воскресения. Души тех, кто вёл умеренную жизнь, совершив при этом незначительные грехи и не принеся за них должного покаяния, ожидают принятия в рай неопределённое время. Сократить время их испытания помогает молитва церкви. Вопрос о месте, в котором они пребывают в течение этого времени, представляется Геннадию II Схоларию не заслуживающим особого внимания. Они находятся в распоряжении демонов, называемых «откупщики налогов», и претерпевают страдания морального характера. Геннадий II Схоларий с определённостью указывает на последний год существования мира, который, по мнению многих его современников, совпадает с окончанием седьмого тысячелетия от сотворения мира и должен был наступить в 1492/1493 г. Одним из грозных предзнаменований грядущего конца послужило падение Константинополя в 1453 г.



 
PR-CY.ru