ГЕННАДИЙ II Схоларий - Страница 3

Полемике с иудеями посвящено два сочинения (1464 г.): диалог «Опровержение нынешнего иудейского заблуждения» и трактат о пророчествах об Иисусе Христе. Перу Геннадия II Схолария принадлежат также небольшие аскетические и экзегетические сочинения, гомилии и литургические стихи, надгробные речи (среди них – и в честь Марка Евгеника), пастырские сочинения, в том числе ответы на вопросы, заданные патриарху сербским деспотом Георгием Бранковичем; послание к Максиму Софиану, молитвы и письма, а также послание игумену и братии Синайской горы 1454–1456 гг., содержащее важную информацию о религиозной ситуации в Боснии (текст также сохранился в славянском переводе). Среди философских сочинений Геннадия II Схолария (помимо трактата «Против апорий Плифона на Аристотеля») исследователи называют комментарий к «Физике» Аристотеля и примечания к другим его трактатам, сопоставление мнений Аристотеля и Плотина о человеческом счастье. Прекрасно владея латинским языком, Геннадий II Схоларий был хорошо знаком с западными теологическими сочинениями, многие из которых он в разные годы перевёл на греческий: «De ente et essentia» Фомы Аквинского, части «Summulae logicales» Петра Испанского (папы Иоанна XXI), учебник по логике «Liber de sex principiis», приписываемый Гильберту Порретанскому, комментарий в трёх частях к логическим трактатам Порфирия и Аристотеля, составленный, в основном, по «Ars Vetus» Радульфа Бритона и трудам Иоанна Дунса Скота, и др. Геннадий II Схоларий отдавал должное латинским богословам за их глубокие научные познания (особое предпочтение он оказывал Фоме Аквинскому) и активно использовал схоластические методы аргументации и томистскую трактовку Аристотеля, оставаясь при этом стойким защитником догматической системы православия. Он является крупнейшим византийским богословом своего времени, отзывавшимся на все актуальные вопросы эпохи. С падением Константинополя связаны его размышления о конечных судьбах мира, Божественном участии в течении истории, об истине православной веры. Наиболее существенная часть его наследия посвящена догматическим вопросам антилатинской полемики, апологетике христианской веры перед мусульманами, полемике с иудеями, вопросам о происхождении души, соотношении божественного предопределения и человеческой свободы, судьбе человека после смерти и проч. Существенной стороной богословия Геннадия II Схолария является его твёрдая приверженность православному Преданию, выраженному учениями отцов древности, и Священному Писанию, а также свободное владение философской традицией античности, в особенности философией Аристотеля. Просматривается также определённая зависимость его богословия от современной ему католической традиции (в частности, от Фомы Аквинского). Геннадий II Схоларий писал, что Таинство Боговоплощения предполагает таинство Святой Троицы. Троический догмат не нарушает ни единства, ни простоты божественной природы. Следуя Августину Блаженному, он обращается к аналогии с устройством человеческой души, говоря, что Бог есть Дух познающий и любящий; предел Его познания – Сын, предел любви – Святой Дух. Взгляды Геннадия II Схолария на исхождение Святого Духа претерпели существенные изменения: первоначально он выступил сторонником унии с латинянами, приложив на Флорентийском соборе значительные усилия к поиску единомыслия в наиболее острых вопросах и, в частности, в вопросе об исхождении Святого Духа. Даже если латиняне не потребуют от греков принятия формулы Filioque (предлагал Геннадий II Схоларий в тот период), это дополнение должно быть внесено в Символ веры, поскольку веру свою следует исповедовать открыто. Он был убеждён, что греческие и латинские отцы проповедовали одно и то же учение об исхождении, используя при этом различные формулы. После 1442 г. Геннадий II Схоларий встал во главе противников унии и написал более 20 трактатов и писем антилатинского содержания, из которых, по крайней мере, 14 посвящены критике латинской интерполяции Filioque в Символ веры. Настаивать на том, что Святой Дух исходит от Отца и Сына, писал он, значит неизбежно вводить в учение о Святой Троице принцип двуначалия. Святой Дух исходит от одного Отца, поскольку именно Он есть единственный источник всех божественных исхождений, родитель Сына и изводитель Святого Духа. Свойства отцовства и произведения суть собственные признаки Первой Ипостаси. Сын и Дух уподобляются двум потокам, проистекающим из одного источника, двум ветвям, произрастающим из одного корня, двум братьям, рождённым одним отцом. В своём отношении к латинянам Геннадий II Схоларий был достаточно умерен, избегал называть их еретиками и раскольниками, ограничиваясь определениями «отколовшиеся», «отложившиеся», «инаковерующие». Он считал, что их не следует принимать в евхаристическое общение, но можно ограничиться раздаянием антидора (части просфоры) или благословенного хлеба; православные священники могут их благословлять. В течение всей жизни Геннадий II Схоларий пронёс восторженное почитание Фомы Аквинского, сожалея лишь о том, что тот не родился на Востоке и потому не остался свободным от заблуждений в учении об исхождении Святого Духа. Объясняя христианскую веру мусульманам, он особенно отчётливо выделял ключевые моменты своего богословия. Всякая вещь имеет определённую цель.

 



 
PR-CY.ru