ГЕННАДИЙ II Схоларий - Страница 2

За время непродолжительного патриаршества Геннадий II Схоларий был вынужден заниматься проблемой организации церковной жизни в новой политической обстановке. Патриарх стремился облегчить тяжкую участь своих единоплеменников. Заботясь о сохранении традиций православия в условиях владычества иноверцев и активной латинской пропаганды, он учредил патриаршую школу. По желанию султана Геннадий II Схоларий составил для него главных догматов христианской веры. Мехмед II благоволил патриарху и трижды приглашал его для бесед о вере. Уже в августе 1454 г. Геннадий II Схоларий (вероятно, по болезни) решил отречься от кафедры, но был удержан султаном. Через два года он отрёкся от престола и удалился сначала на Афон в Ватопедский монастырь, а затем в монастырь Продрома (св. Иоанна Предтечи) на горе Меникио близ Серр, где провёл остаток дней и был похоронен (дважды в 1463–1465 гг. по приказу султана он на короткое время возвращался на патриарший престол). Вскоре после кончины патриарха (как полагают, в 1464 г.) его имя было внесено в Синодик в Неделю Православия Константинопольского патриархата. В 1854 г. по указанию патриарха Анфима VI (1845–1848, 1853–1855 1871–1873 гг.) мощи Геннадия II Схолария были торжественно перенесены в новую гробницу в нартексе кафоликона монастыря Продрома. Геннадий II Схоларий известен, прежде всего, как богослов полемического направления. Число его сочинений достигает сотни. Некоторые из них изданы не полностью, многие остаются в рукописи, о подлинности иных ещё спорят исследователи. Они делят их на философские (толкования Аристотеля, Порфирия, переводы с латинского – Фомы Аквинского и др.) и богословские (по поводу унии и против латинян, изложение христианских догматов, против иудеев, мусульман, против язычествующих философов, много проповедей, писем и три гимна). К его основным антилатинским сочинениям конца 1440 – начала 1450 гг. относятся опровержение догматических речей Виссариона Никейского; три трактата об исхождении Святого Духа в связи с проблемой Filioque и два диалога на ту же тему: «Новый мыслитель, или Пустословие» и «Обличение софистических оборотов о (церковном) мире в форме разговора»; а также «Краткий и ясный ответ о словах западных святых, на которые особенно ссылаются латиняне»; «Краткая апология того, что здравые греки не принимают Флорентийский Собор и худо провозглашенную на нём унию» и др. Среди многочисленных сочинений, написанных Геннадием II Схоларием, исследователи выделяют его полемику с «атеизмом», фатализмом и политеизмом неоплатоника Георгия Гемиста Плифона (около 1360 – 1452 гг.), к которому он некогда ездил в Морею изучать античную мудрость. В трактатах Геннадий II Схоларий не только защищал от нападок морейского поклонника Платона авторитет Аристотеля, но и обвинял автора в отступлении от христианства. Он требовал сожжения главного труда Плифона («О законах»), что и удалось ему осуществить во второе патриаршество (от трактата были сохранены только оглавление и отдельные главы). Геннадий II Схоларий проявил себя ревностным продолжателем дела Григория Паламы (1296–1359 гг.) и борцом с приверженцами Григория Акиндина (трактаты об используемых акиндинистами словах Феодора Начертанного и о Божественных энергиях). Многие его сочинения посвящены различным догматическим вопросам, в том числе триадологии и христологии, Божественному Промыслу и предопределению (пять трактатов), загробному существованию разумной души (четыре трактата) и др. Во время пребывания в монастыре Продрома (с 1457 г.) Геннадий II Схоларий написал несколько толкований на трудные места Священного Писания (о словах Христа: «Отец, зачем Ты оставил Меня?»; о том, почему прикасаться к телу Господа было запрещено Марии Магдалине, но позволено Фоме; об отречении Петра и крике петуха; о часе распятия; о Втором Пришествии; о райских деревьях). Новые условия, в которых оказалась Константинопольская церковь после падения Византии, сделали особенно актуальными догматико-апологетическую полемику с нехристианами – мусульманами и иудеями. После бесед с султаном Мехмедом II возникло сочинение «О единственном пути к человеческому спасению», призванное ознакомить мусульман с догматами и нравственными принципами православия. Это сочинение было сразу же переведено на турецкий (староосманский) язык и преподнесено султану (около 1455 г.). Вскоре по просьбе турок оно было переработано в ещё более краткое изложение. В 1470 г. Геннадий II Схоларий написал сочинение, доказывающее Божественность Иисуса Христа.

 



 
PR-CY.ru