ГЕЛАСИЙ I - Страница 2

В послании византийскому императору Анастасию I папа утверждал, что в мире есть две власти: светская и духовная, а римский епископат обладает принципатом, т.е. властью над всеми епископствами (термин «принципат» введён именно Геласием I) и имеет право судить о поведении самих самодержцев. Иначе говоря, он впервые заявил, что монархи должны держать ответ перед папой, что и стало в дальнейшем основной теологической доктриной папства. В религиозных вопросах правители должны слушаться епископов, а в светских делах епископы должны подчиняться правителям. Но всё же священство выше императорской власти: оно будет перед Богом держать ответ и за проступки царей земли. Теория Геласия I была возрождена (в радикально новой форме) папой Григорием VII (1073–1085 гг.), который не только отрицал разделение церкви и государства, но и провозглашал господство церкви над светской властью. Геласий I активно боролся с ересями и пережитками язычества. Не соглашаясь со светской властью, он ввёл суровые меры против последних манихейских общин и выступил против сенатора Андромаха, намеревавшегося разрешить языческое празднество луперкалий. В борьбе с празднованием римлянами луперкалий папе удалось убедить римский Сенат прекратить празднование этого праздника. Вместо него церковь предложила праздновать 2 февраля Сретенье. Чтобы разоблачить манихеев, чьи убеждения набирали популярность в Риме, Геласий I прибёг к хитрости: провозгласил, что отныне следует причащаться «в двух формах» – вином и хлебом. Поскольку манихеи считали вино греховным, они отказывались от причастия и легко определялись среди верующих. Позже, когда с манихеями в Риме было покончено, папа разрешил вернуться к прежнему обряду причащения только хлебом. В области догмы Геласий I способствовал победе августинианства над пелагианством (ему принадлежит главная часть «Декрета о книгах, принимаемых и отвергаемых», а также несколько догматических и полемических сочинений и писем). Он был плодовитым писателем, образцом латинского слога раннего Средневековья. Его перу принадлежат не менее шести трактатов (в частности, «De anathematis vinculo и Decretum Gelasianum»). В своих посланиях Геласий I писал и о таинстве причащения. В одном из посланий он советует причащать детей, в другом же заявляет, что в таинстве евхаристии остаётся «субстанция и природа хлеба и вина», а сами святые дары называет «образом и подобием тела и крови Христа» (на основании этих высказываний протестантские теологи позднее будут отрицать превращение хлеба и вина в кровь и тело Христа). Короткое, но динамичное правление Геласия I завершила его смерть. В дополнение к его непримиримости в борьбе с императорами и еретиками исследователи сообщают, что он был известен добротой и милосердием к нуждающимся. Согласно Liber Pontificalis, Геласий I спас Рим от голода, хотя исторических доказательств этому нет (вероятно, в период голода папа раздавал бедным хлеб из церковных кладовых). Геласий также серьёзно повлиял на развитие политики церкви, литургии и церковной дисциплины. Он был похоронен в притворе собора Святого Петра. См. также ПАПА РИМСКИЙ



 
PR-CY.ru