ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ, «Двоеслов»

ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ, «Двоеслов» – папа Римский с 3 сентября 590 г. по 12 марта 604 г., писатель и богослов, один из четырёх Отцов и Учителей церкви (наряду с Аврелием Августином, Амвросием Медиоланским и Иеронимом Евсевием). Известный в православной церкви под именем «Двоеслова», Григорий I Великий, на первый взгляд, не совершил ничего выдающегося. Как римский первосвященник он уступал могуществом, влиянием и, наверное, талантом жившему спустя четыреста лет Григорию VII (1073–1085 гг.). Он не прославил себя суровым аскетизмом, как основатель монашества Антоний Великий (около 251 – 356 гг.), не достиг таких глубин в богословии, как Григорий Назианзин (329–389 гг.), не обладал учёностью Иеронима Стридонского (около 330/350 – около 420 гг.), и проповеди его, с точки зрения красноречия, уступали проповедям Иоанна Златоуста (около 344/354 – 407 гг.). Тем не менее, он по праву признан одним из величайших Отцов церкви, потому что стал для многих поколений образцом в деле пастырского служения. Родился Григорий в 540 г. в Риме, происходил из знатного сенаторского рода Анициев. Его родители отличались примерным наследственным благочестием, и семейные обычаи и религиозные настроения сильно повлияли на юношу, который уже в молодые годы мечтал постричься в монахи. Однако родители готовили его для светской службы и постарались дать сыну хорошее образование. Современник Григория I, франкский историк Турский епископ Григорий (538/539 – 593/594 гг.), писал о нём, что был он в науках грамматических, диалектических, риторических так сведущ, что в городе считался выше всех по знанию. Однако это лестное свидетельство исследователи рекомендуют принимать с оговорками, да и сам Григорий I отрицательно относился к светской науке и литературе, увлекаясь изучением Отцов церкви, особенно Аврелия Августина, Иеронима и Амвросия. Дело в том, что в VI в. Италия была уже наполовину варварской страной, общий уровень культуры сильно упал, и получить хорошее образование было просто негде. Светская школа в то время прекратила своё существование практически повсеместно – лишь в италийских городах сохранялись школы грамматики римского типа, да при королевских дворах делались попытки (по большей части безуспешные) создать школы для высшей знати. Как правило, ученикам сообщались лишь элементарные сведения о греческой философии и литературе, но сам греческий язык не изучался. Григорий I также не знал греческого языка и всегда пользовался переводной литературой, что, впрочем, не мешало ему при желании добыть необходимые знания (кстати, не владел греческим языком и Августин Блаженный). Быстрое падение образованности расшатывало и нормы латинского языка, разговорная речь всё больше отличалась от литературной (латинские писатели VI в. стремились лишь к тому, чтобы их язык и стиль как можно меньше походили на обыденные). Такой маньеризм был не новым в латинской литературе, но прежде он был одним из направлений в ней, а теперь становился единственной формой заботы о художественности. Светскую школу постепенно вытесняет школа епископская и монастырская: клирикам и монахам грамотность была необходима лишь для богослужения и проповеди. Поэтому епископы начинают лично обучать молодых клириков, а в монастырях ведётся систематическое обучение молодых монахов и послушников. Именно в это время (с начала VI в.) происходит обновление западного монашества на основе нового устава, выработанного основателем Монтекассинского монастыря Бенедиктом Нурсийским (около 480 – 547 гг.). Этот устав подчинял индивидуальную аскезу строгой коллективной дисциплине, предписывая физический труд и чтение Священного Писания. Вначале бенедиктинские монастыри не имели централизованного управления и оставались по отношению друг к другу вполне автономными. Наряду с обетами прежних монастырей (т.е. целомудрием и отречением от собственности) св. Бенедикт требовал ещё и соблюдения от учеников пребывания в монастыре до конца жизни и сильнее подчеркнул принцип послушания, придав ему характер почти военной дисциплины. Устав св. Бенедикта детально регламентирует монашескую жизнь, но строгость регламентируется разумной осмотрительностью. К требованию молитвенного подвига присоединяется правило о физическом (ручном) труде. «Крестом и оралом» – вот девиз, по которому совершали свои духовные подвиги бенедиктинцы. С течением времени они присоединили ещё и научные занятия, тоже до известной степени требовавшиеся уставом, т.к. тот предписывал изучение в свободное время кодексов.

 



 
PR-CY.ru