ГРИВЕЦ Фран

ГРИВЕЦ Фран (1878–1963 гг.) – словенский историк-славист, католический богослов, специалист по истории Восточных церквей. Окончил гимназию и иезуитский коллегиум в Любляне. Рукоположён в католического священника. Изучал богословие в университете города Инсбрук (Австрия) под руководством литургиста и византолога Николауса Ниллеса, а также в Ягеллонском университете в Кракове. В 1905 г. защитил докторскую диссертацию в Инсбруке. С 1902 г. преподавал теологию в Люблянском иезуитском коллегиуме, служил на приходе села Доб близ Любляны. С 1906 г. – префект коллегиума, доцент богословского факультета (1907 г.), профессор богословия (1916 г.). В 1919 г. читал курс по восточному богословию в университете Загреба, с 1920 г., после преобразования коллегиума в Любляне в университет, – на богословском факультете (богословие, литургику, историю Восточных церквей). Редактор журнала «Slavorum litterae theologicae» (Pragae. 1905–1910 гг., №1–6). Прелат (1924 г.), протонотарий (1962 г.). Доктор honoris causa богословского факультета Пражского университета (1948 г.). В 1952 г. вышел на пенсию, до конца жизни преподавал старославянский язык. Одной из основных тем его научных исследований была кирилло-мефодиевская проблематика. Впервые тезисы своей концепции Фран Гривец представил на встрече богословов и католических священников в Велеграде (современный Старе-Место, Чехия; 1903 г.), затем регулярно выступал с сообщениями и докладами на Велеградских богословских (1907–1936 гг.) и международных конгрессах в Любляне (1926 г.), Праге (1929 г.), опубликовал больше 160 работ на эту тему. Фран Гривец считал, что Житие святого равноапостольного Кирилла (Константина) было написано во время Моравской миссии учителей словенских неизвестным их учеником-славянином (при участии святого равноапостольного Мефодия), родившимся в Византии; Житие Мефодия – во второй половине 885 г., перед изгнанием его учеников из Великой Моравии, при участии Преславского епископа Константина. Сопоставив части Жития Мефодия, Фран Гривец заметил, что введение выделяется по стилю, изложению и типу цитирования (здесь цитаты совпадают со старославянским текстом Библии, а в других частях передаются свободно, вероятно, по памяти). Фран Гривец пришёл к выводу, что введение является «исповеданием веры», которое написал Мефодий и которое он представлял в 869–870 гг. при назначении его архиепископом Паннонским и в 880 г. в связи с обвинением, выдвинутым немецким духовенством. Использование «исповедания веры» в качестве введения и употребление терминов «апостолик» и «святой отец» в Житии Мефодия Фран Гривец считал доказательствами признания братьями-просветителями правоты папы в противостоянии Византии и Рима. Фран Гривец вместе с Ф. Томшичем перевёл Жития на словенский язык, снабдил их обширными историческими, литературными и текстологическими комментариями. В качестве основного текста использовал Хиландарский список 1626 г. книгописца Аверкия, а для итальянской легенды – варианты из не известного ранее пражского списка XIV в., изданного в 1955 г. в «Analecta Bollandiana».

 



 
PR-CY.ru