ГИЙОМ де Машо

ГИЙОМ де Машо, Гильом де Машо – французский поэт и композитор. В истории музыки – «последний трувер» и одновременно представитель исторического периода Ars niva. С 1323 г. – писец, секретарь, позже в должности придворного ( фр. «familier», букв. – «свой человек») короля Иоанна (Яна) Люксембургского (1296–1346 гг.), которого сопровождал во многих его разъездах и военных походах по всей Европе (вплоть до Литвы в 1327–1329 гг.). Исследователи полагают, что по ходатайству короля с 1330 г. Гильом де Машо начал получать церковные бенефиции (пребенды) в различных церквах Франции; наконец, в 1337 г. стал каноником в кафедральном соборе Реймса, где (вместе с братом Жаном, каноником с 1355 г.) служил до конца жизни, в том числе переболел там чумой во время эпидемии 1348–1349 гг. и перенёс тяжёлую двухмесячную осаду англичан в 1359–1360 гг. Помимо твёрдого денежного пособия к выгодам должности каноника относилось позволение отлучаться с работы, которым Гильом де Машо широко пользовался. Через Бонну Люксембургскую (дочь Иоанна) вошёл в высший свет французского общества, был знаком с её мужем Иоанном Добрым (французский король в 1350–1364 гг.), их сыновьями Карлом V (французский король в 1364–1380 гг.), Филиппом II Смелым (или «Храбрым»; основателем бургундской ветви дома Валуа). Эти и некоторые другие крупные французские аристократы (в том числе король Кипра Пьер II де Лузиньян) выступали заказчиками поэтических и музыкальных творений Гильома де Машо. В круг общения Гильома де Машо с большой вероятностью входили музыкальный теоретик и композитор Филипп де Витри, историк Жан Фруассар, поэты Эсташ Дешан (называвший Гильома де Машо «земным богом гармонии») и, возможно, Джеффри Чосер. В 1360 гг. Гильом де Машо неожиданно увлёкся юной поклонницей своих талантов Перонной д’Армантьер (которую называл «tout-belle», «всепрекрасной»); это влечение ярко отразилось в его сочинениях (поэтических и музыкальных). Последние годы жизни Гильом де Машо был занят кропотливым «изданием» музыки и стихов для своих королевских патронов; благодаря этому рукописные сборники его сочинений, прекрасно иллюстрированные, дошли до нас в отличном состоянии. Гильом де Машо – автор 15 поэм-dis (длиной вплоть до 9000 стихов) и сборника лирической поэзии «Loange des dames» (240 стихотворений, перемежаемых музыкальными пьесами). Один из первых сборников стихотворений Гильома де Машо («Ди о Льве») датирован 1342 г., последний («Пролог») – 1372 г. («Пролог» написан как вступление к полному собранию сочинений). Наряду с многочисленными текстами, не предназначенными для пения (dit), ряд поэм содержит музыкальные вставки. Так, например, «Снадобье Фортуны» (сочинена до 1342 г.) представляет собой полномасштабную антологию песенных форм эпохи с образцами лэ, комплекта, баллады, рондо и виреле. Как правило, тексты Гильома де Машо написаны от первого лица и воспроизводят любовные мотивы «Романа о Розе» и аналогичной рыцарской литературы.

 



 
PR-CY.ru