ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ (Третьяковская галерея) – Евангелие апракос полный, галицко-волынская рукопись конца XII (?) – начала XIII вв. (в литературе существуют также датировки памятника от середины XII до начала XIV вв.), высокий образец древнерусского книгописания, книжной иллюминации и миниатюры. Небольших размеров кодекс (16х13,2–13,8 см) написан на тонком пергамене хорошей выделки (228 листов) мелким каллиграфическим письмом. История Галицко-Волынского Евангелия не прослеживается до 1679 г., когда рукопись 11 мая поступила на Московский Печатный двор, по мнению исследователей, из Пскова (судя по полистной скрепе дьяка И. Арбенева). До первой четверти XX в. Галицко-Волынского Евангелие хранилось в библиотеке Московской Синодальной типографии под №5 (позднее №6), откуда между 1918 и 1945 гг. было передано в Третьяковскую галерею. Галицко-волынское происхождение рукописи, не имеющей записи писца, обосновано Алексеем Ивановичем Соболевским с учётом языковых данных. Месяцеслов Галицко-Волынского Евангелия из славянских и русских праздников содержит только память св. князей Бориса и Глеба (24 июля). Кодекс украшен четырьмя полихромными миниатюрами высокого художественного качества с изображениями евангелистов (Иоанн, Матфей, Лука, Марк), которые представляют, по мнению исследователей, пример усвоения на русской почве образцов византийского искусства переходного стиля (от комниновского к классицизму XIII в.). Миниатюры имеют частичное соответствие как в миниатюрах ряда современных им греческих рукописей, так и в более ранних памятниках монументальной живописи на территории Македонии (прежде всего, в стенописях Курбинова). Заставка на листе 2 (к настоящему времени сильно поврежденная) и многочисленные инициалы старовизантийского стиля с элементами «народной» тератологии выполнены киноварью и (до листа 169) золотом на высоком уровне, как полагают исследователи, двумя мастерами.

 
PR-CY.ru