ГЮТ I

ГЮТ I (около 400 – 478 гг.) – Армянский католикос (с 461 г.). По мнению исследователей, его можно отождествить с епископом Вананда Гадом, принявшим участие в Шахапиванском и Арташатском соборах. Селение Вотмус было резиденцией Ванандского епископства, оттуда и произошло одно из прозваний католикоса Гюта I – Вотмусский (Вотмсеци); другое прозвание, Арахезский (Арахезаци), происходит от места его рождения. Гют I был избран католикосом всех армян после смерти Мовсеса I. Избрание произошло без предварительного согласия шаханшаха Пероза (Фейруза), который был в то время занят укреплением своей власти в Персидской державе и не обратил на это внимания. После поражения восстания 450–451 гг. во главе с Варданом Мамиконяном и начала гонений на армян со стороны персов младшие ученики Саака I Партева и Месропа Маштоца, к числу которых принадлежал и Гют I, возобновили духовную борьбу армянского народа. В то время как сасанидский наместник Атрормизд проводил довольно толерантную политику во внутренней и религиозной жизни Армении, католикос стал необъявленным вождём патриотического движения. Уже в начале его деятельности вспыхнуло восстание албанского царя Ваче II против персидского владычества. Гют I горячо приветствовал это восстание, но оно было жестоко подавлено Сасанидами. Пероз, обеспокоенный этим восстанием, решил привлечь на свою сторону армянскую знать и тем самым усилить свою власть в регионе. С этой целью были освобождены находившиеся в ссылке в Средней Азии армянские нахарары (удельные князья), участвовавшие в войне 450–451 гг.; в 462 г. они вернулись на родину. Первые десять лет предстоятельства Гюта I прошли мирно. Он проводил церковные реформы, упорядочил канонические и богослужебные правила, ввёл в святцы Армянской церкви день памяти Вардана Мамиконяна и других мучеников Аварайрской битвы (26 мая 451 г.). Малахия (Орманян) по праву называет его «вторым реформатором Армянской Церкви». В память о героическом сопротивлении в 451 г. арцахских и сюникских армян в Вайоц-Дзоре против полка персидского военачальника Аташхуды Гют I на девятый год правления распорядился воздвигнуть церковь на месте сражения, в долине реки Ехегис (не сохранилась). В освящении церкви участвовал епископ Сюника Анания. Гют I активно боролся против несторианства, которое в то время укрепилось в Сирии. По поручению католикоса Давид Нергинский (обычно отождествляемый со знаменитым философом Давидом Анахтом) написал в защиту православия оду. Благодаря усилиям и деятельности Гюта I позиции христианства в Армении значительно усилились. Однако с укреплением власти шаханшаха Пероза политика сасанидского двора в отношении армян ужесточилась, что заставило католикоса и патриотически настроенных князей искать защиты у византийского императора Льва I. Их беспокоили попытки персидских властей склонить армянских князей к вероотступничеству в обмен на щедрые награды и высокие должности. Тайные обращения к Византии ничего не дали армянам, но возбудили гнев персов. Шаханшах Пероз вызвал Гюта I в Ктесифон, лишил престола и отправил в ссылку по обвинению в измене. Однако вину католикоса доказать не удалось, и персидский двор, обеспокоенный возможными волнениями, был вынужден разрешить ему вернуться в Армению. Встреченный с почестями и удостоенный всенародного уважения, он обосновался в селе Вотмус. После кончины Гют I был причислен к лику святых Армянской церкви.

 
PR-CY.ru