«ГЕРМАНОВ СБОРНИК»

«ГЕРМАНОВ СБОРНИК» (Бухарест, Патриаршая библиотека) – среднеболгарский пергаменный кодекс (форматом в 4°, 296 листов, без начала и конца), переписанный в 1359 г. и содержащий Торжественник общий (минейный с включением триодного) древнего состава, самый поздний из «староизводных» гомилиариев в болгарской рукописной традиции XIV в. «Германов сборник» – памятник истории болгарского языка и древнейшей славянской литературы. Обнаружен в конце XIX в. Эмилем Калужняцким в греческой церкви в городе Черновицы (современный Черновцы, Украина), куда он был принесён из монастыря Воронец. Вошёл в научное обращение в середине 1960 гг. По мнению исследователей, правописание «Германова сборника» следует восточноболгарским (тырновским) орфографическим нормам до реформы Тырновского патриарха Евфимия. Написан распространённым в болгарском книгописании того периода полууставом с курсивными элементами, восходящими к каллиграфическим почеркам конца XIII – первой четверти XIV вв. Украшен инициалами византийского стиля, в том числе плетёными, криновидными маргинальными указателями и декоративным письмом в заголовках статей. Содержание «Германова сборника» отражает пласт болгарской книжности, восходящий к X в. Некоторые тексты представлены здесь уникальными (Похвальное слово Иоанна Экзарха Иоанну Богослову, Слово Епифания Кипрского на Сошествие во ад в древнем переводе, отличном от представленного в «Супрасльском сборнике»), крайне редкими или древнейшими (Похвальное слово Климента Охридского архангелам Михаилу и Гавриилу, Житие преподобной Параскевы и др.) списками. В силу архаичности состава кодекса Дора Иванова-Мирчева датировала его протограф X в., чем исследователи объясняют её позицию в определении заказчика. Однако присутствие в сборнике древнейшего Жития преподобной Параскевы Епиватской (Тырновской), написанного диаконом Василиком в середине XII в. и переведённого, скорее всего, по мнению исследователей, в связи с перенесением мощей этой святой в Тырнов в 1231 г., делает неизбежной версию о промежуточном списке эпохи второго Болгарского царства. Поэтому уместнее (подобно Николаю Михайловичу Дылевскому) исследователям видеть в оригинале «Германова сборника» раннюю, около середины XIII в., тырновскую рукопись, восходящую, по мнению исследователей, опосредованно, к кодексу X в. Рукопись снабжена пространным послесловием писца, скрывшего своё имя за местоимением «кто-либо», содержащим традиционное молитвенное обращение к Спасителю и сообщающим о написании книги в 1359 г. повелением митрополита Германа при царе Иоанне Александре, его сыне Иоанне Шишмане и при патриархе «богспасного Цариграда Тырнова» Феодосии. Относительно личности заказчика «Германова сборника» существуют различные мнения. Д. Иванова-Мирчева считает имя перенесённым из писцовой записи протографа рукописи и отождествляет митрополита Германа с болгарским патриархом X в. Германом (Гомзиным). Но это другим исследователям представляется невероятным, потому что писцы, повторяя послесловия своих предшественников, обычно заменяют именно персоналии, а дату могут оставить прежней. Более обоснованно мнение Н.М. Дылевского и составителей свода записей болгарских писцов, считающих митрополита Германа главой неустановленной болгарской епархии в 1359 г. Как единое целое «Германов сборник» не издан, однако многие входящие в него тексты опубликованы (обычно с фотовоспроизведением).

 
PR-CY.ru