ГЛОЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ

ГЛОЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ Ловчанской епархии Болгарской православной церкви, действующий. Расположен в предгорьях Стара-Планины, на скале под горой Камен-Лисец. По местоположению считается одним из красивейших болгарских монастырей. Время и обстоятельства возникновения Гложенского мужского  монастыря достоверно не известны. Согласно преданию, зафиксированному между концом XVIII в. и 1870 г. на позднем церковнославянском языке с лексическими и орфографическими русизмами и находившемуся в 1910 гг. в обители (издано по списку Петра Стоянова Мутафчиевым, современное местонахождение неизвестно), Гложенский мужской  монастырь был основан «в древние времена» (задолго до турецкого завоевания) неким князем из Киева, «прозванием Гложенский», в память о чудесном принесении оттуда на место современной обители чудотворной иконы великомученика Георгия. Предание сообщает детали, не известные письменному тексту: имя князя – Георгий Глож, его переселение в Болгарию произошло во время царствования Иоанна Асеня II (1218–1241 гг.), иногда называют 1224 г. Князь построил каменный храм, основал монастырь и купил для его обеспечения земли, на которых со временем возникли сёла Гложене и Киевски-Извор, названные по имени ктитора и в память происхождения чудотворного образа. После турецкого завоевания Гложенский мужской  монастырь лишился владений, обеднел, и его братия была вынуждена обратиться за помощью к монахам киевских монастырей (прежде всего, Киево-Печерской лавры). В сравнительно недавние по отношению к записи сказания времена в окрестности Гложенского мужского монастыря приходил в поисках чудотворного образа «из монастырей киевских» монах Иосиф, сообщивший, что в Киево-Печерской лавре есть книга, свидетельствующая о чудесном перенесении иконы. Сказание представляет интерес для исследователей как редчайшее, хотя и весьма позднее болгарское повествование о чудотворных иконах, возникшее, по мнению исследователей, под русским влиянием, однако его историческую достоверность исследователи считают небольшй. Князь Гложенский, или Георгий Глож, по другим источникам неизвестен. В XIII в. в Болгарии действительно были русские князья-эмигранты (например, деспот Иаков-Святослав), но их появление здесь было связано с бегством от монгольского нашествия, т.е. уже после смерти Иоанна Асеня II. В Гложенском мужском монастыре к 1820 гг. не было древней иконы великомученика Георгия, существующая храмовая икона была написана в 1826 г. Иоанном Поповичем из Габрова по заказу ктиторов из Тетевена, при этом не сохранилось предания о гибели или исчезновении чудотворного образа. По мнению исследователей, в основе легенды лежит ложная этимологизация топонимов, порождённая осмыслением прилагательного «киевский» (с древности достаточно широко распространённого на Балканах) при названии «Извор» как связанного с городом на Днепре. Исследователи полагают, что оформление легенды произошло не позднее 1610 гг., поскольку «киевским» Гложенский мужской  монастырь назван уже в записи на Триоди 1618/1619 г. Исследователи не сомневаются, что легенда была призвана обосновать права монастыря на получение «милостыни» из Киева. П.С. Мутафчиев полагал, что какой-то её вариант сопровождал милостивный синодик, с которым иноки Гложенского мужского  монастыря ходили за сбором пожертвований на Украину, поскольку на помянник («кондик») ссылается безымянный писец сказания, тогда как в сохранившихся синодиках легенда отсутствует. При этом в близлежащем к Гложенскому мужскому  монастырю регионе действительно прослеживаются какие-то связи с Украиной (хотя, очевидно, не с Киевом) в XVI в.

 



 
PR-CY.ru