ГОТСКИЕ МУЧЕНИКИ

ГОТСКИЕ МУЧЕНИКИ (ум. около 375 г.; память 26 марта) – пострадавшие в Придунайской Готии. В синаксарном Житии Готских мучеников объединены события, которые произошли в течение нескольких лет в правление императоров Валентиниана I (364–375 гг.), Валента (364–378 гг.) и Грациана (375–383 гг.). Готский правитель Унгерих, начав гонения на христиан, сжёг церковь с 308 верующими. Из них в синаксарях упоминаются 26 мучеников: пресвитеры Вафусий и Верк с двумя сыновьями и двумя дочерьми, монах Арпила, миряне Авив (Авип), Конст, Агн, Реас, Игафракс, Иской, Сила, Сигиц, Сонирил, Суимвл, Ферм, Филл (или Филг), мученицы Анна, Алла, Лариса (Вариса), Моико, Мамика, Уирко ( Вирко), Анимаиса (Анимаида). В Житии также говорится, что по приказу Унгериха в огонь был брошен христианин, которого схватили на дороге к храму, куда он шёл с приношениями. Мощи мучеников собирала супруга другого готского правителя по имени Гаафа (иногда она ошибочно именуется Аллой), которая была православной христианкой. Она передала правление своему сыну Аримерию и вместе с дочерью Дуклидой и пресвитерами поселилась «в стране Римской» (возможно, имеется в виду современная Румыния). Впоследствии она призвала к себе сына и возвратилась с ним в Готию, где была забита насмерть камнями вместе с неким Агафоном (по одному из синаксарей, вместе с мирянином Уеллой). Мощи мучеников она передала Дуклиде, которая подарила их часть для освящения храма в городе Кизик, где мирно скончалась спустя несколько лет. По другой версии, мощи были привезены в Кизик самой Гаафой (между 383 и 392 гг.). Унгерих в других источниках не упоминается, по мнению исследователей, это был один из вождей (judices), правивших в Готии до начала избрания королей. Исидор Севильский называет первым королём дунайских готов Атанариха, о котором исследователям известно, что он был гонителем христиан, в результате чего Унгериха предположительно отождествляют с Атанарихом. Иероним Стридонский приблизительно датирует гонение Атанариха первым годом 287-й Олимпиады, т.е. 369 г. н.э. С этим согласуются сведения Сократа Схоластика, объяснявшего гонения Атанариха успешной проповедью епископа Вульфилы в правление императора Валента. Исидор Севильский пишет о многих замученных и изгнанных из Готии христианах при Атанарихе, что стало причиной выступления против него Фритигерна, получившего поддержку императора Валента. С победой Фритигерна Исидор связывает принятие готами арианства, хотя до этого многие готы были православными. Однако арианский историк Авксентий Дуросторский говорит об изгнании Атанарихом христиан и епископа Вульфилы под 348 г. Также и Кирилл Иерусалимский синхронизирует гонения на христиан в Персии (около 350 г.) и в Готии. Вместе с тем Авксентий Дуросторский называет Атанариха не королём, а правителем и судьёй. В Минологии императора Василия II Унгерих тоже именуется архонтом, т.е. лишь одним из нескольких готских правителей. Авксентий Дуросторский, как и Филосторгий, сообщает, что из-за гонений Вульфила со своей паствой переселился к югу от Дуная, в провинции Нижняя Мёзия. Эти факты дали основание западным агиологам утверждать, что пресвитеры Вафусий, Верк и их паства были арианами. Высказывалось мнение, что принесение в Кизик мощей Готских мучеников произошло ещё до окончательного переселения готов за Дунай (378 г.), когда кафедру этого города оспаривали два арианина: омуисианин Елевсий и аномей Евномий. Древнейшее упоминание Готских мучеников в календарях исследователи встречают не под 26 марта, а под 29 октября в готском календаре из Боббио (палимпсест VI в.).

 
PR-CY.ru