ГОТСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 2

Согласно тексту, в 787 г. возникло противостояние между местными властями и хазарским каганом, который ввёл в Дорос хазарский военный отряд. Не желая с этим мириться, жители Готии подняли восстание, в котором приняли участие господин Готии, его архонты и Иоанн. Восставшим удалось изгнать хазар из Дороса и овладеть горными переходами. Однако жители одного из селений предали епископа Иоанна, что позволило хазарам одержать победу. Каган пощадил господина Готии, но казнил 17 крестьян, Иоанна отправил в хазарскую тюрьму в городе Фуллы, из которой он бежал в Амастриду. Поскольку пленённый хазарами епископ не смог прибыть на Собор, его представлял монах Кирилл. Но вскоре Никита вместо Иоанна занял епископскую кафедру в Готии. У Никиты было достаточно времени, чтобы прибыть в Константинополь и принять участие в Соборе. По мнению Ж. Даррузеса, епископом Готии был либо Иоанн, либо Никита. Французская исследовательница Мари-Франс Озепи, отметив, что подписи в актах Никейского собора фиксируют двух епископов Готии (Иоанна и Никиту), согласилась с предложенным А.А. Васильевым объяснением этого факта. По предположению Э. Ламберца, епископом Готии был Никита, а упоминание об одной из подписей Иоанна, скорее всего, заимствовано из текста Жития Иоанна Готского в более позднее время. По мнению исследователей, Иоанн не участвовал в Соборе потому, что уже находился либо в хазарской тюрьме, либо в Амастриде, где после 787 г. встретился с Амастридским епископом Георгием. Исследователи полагают, что восстание против хазар могло произойти после возвращения Иоанна из Константинополя в 784 г. и до созыва седьмого Вселенского собора в 787 г. После подавления восстания новым епископом Готии назначили Никиту. Несмотря на ведущую роль в восстании епископа Готии, каган не препятствовал деятельности Константинопольской патриархии в традиционно-христианских регионах Хазарии. Помнению исследователей, зафиксированный в «Парижской нотиции 1555a» факт преобразования епархии в митрополию указывает на стремление Константинополя через Готию распространить христианство в других регионах Хазарии. Существование Хазарской епархии около 765 г. подтверждается содержащимся в Минологии императора Василия II Болгаробойцы (см. Василия II Минологий) рассказом об исповедничестве не названного отшельника-иконопочитателя и о его ссылке в Херсон, а затем о побеге в Хазарию, где он стал епископом. Сведения о Готской епархии в написанном между 821 и 826 гг. ответном письме Феодора Студита архимандриту Готии по поводу раздоров с архиереем соседней епархии. В том же письме Феодор Студит писал о своём обращении к епископу Филарету и обличал нарушителей правил монашеской жизни в монастырях Готии. Факт обращения архимандрита Готии к опальному во второй период иконоборчества духовному вождю иконопочитателей, каким был Феодор Студит, для исследователей весьма интересен.

 



 
PR-CY.ru