ГРИГОРИЙ I

ГРИГОРИЙ I (VI в. – между октябрём 608 г. и апрелем 609 г.) – тридцать второй патриарх Церкви Востока (с апреля 605 г.), резиденция которого находилась в Селевкии (Вех-Ардашире), на правом берегу реки Тигр. Происходил из Мешана (Майсана) в Нижнем Междуречье (по сведениям Григория Бар Эвройо, из Кашкара). Посещал занятия Исаии, богослова cелевкидской школы. До избрания патриархом занимался преподаванием и толкованием Священного Писания, был доктором богословия (малпаном) в той же школе. Выборы нового патриарха, преемника Сабришо (596–604 гг.), проходили в обстановке противостояния интересов разных течений христианства в позднесасанидском Иране и при вмешательстве официальных властей в церковные дела. Сабришо завещал епископам избрать учёного монаха с горы Шаран – Бархадбешаббу. Епископы Церкви Востока предложили шаханшаху Хосрову II Парвизу (590–628 гг.) на утверждение кандидатуру митрополита Нисибина Григория, которую шаханшах одобрил. Но из-за вмешательства царицы Ширин, покровительствовавшей монофизитам (яковитам), патриархом был избран её земляк Григорий Мешанский вопреки желанию Хосрова II и епископов Церкви Востока. С его избранием влияние монофизитов (яковитов) на конфессиональную политику сасанидского монарха усилилось, а несториан (т.е. представителей Церкви Востока) – ослабло, хотя отношения Хосрова II к соперничавшим течениям определялись его интересами, а не доводами противников. О деятельности Григория источники сообщают скупо и с известной долей предвзятости. Автор «Несторианской истории» («Хроники Сеерта») описывает его благородную внешность, но пытается убедить читателя в сребролюбии и стяжательстве Григория. Однако исследователям известно, что Григорий выкупил за 20 тыс. статеров серебра книги, захваченные Хосровом II после подчинения византийской крепости Дары. Картину идеологического противостояния внутри христианской общины Ирана в начале VII в. и меры по упорядочению церковной жизни иллюстрируют «Каноны Собора, утверждённые патриархом Григорием и епископами, прибывшими на его выборы». Участники Собора единодушно подтвердили верность принципам 318 св. отцов, собравшихся в 325 г. в Никее для осуждения арианства. Они поддержали позицию 115 епископов второго Вселенского собора в Константинополе (381 г.), которые осудили высказывания, порочившие Третью ипостась Святой Троицы – Духа Святого. Анализируя положение церкви, участники Собора обратили внимание на категории сомневающихся, которые оказались под влиянием новых еретических идей и подвергали ревизии подлинный смысл Священного Писания. Собор обязал клириков принять комментарии к Ветхому и Новому Заветам Феодора Мопсуестийcкого и выступил в защиту этого богослова, грозя его хулителям отлучением или анафемой. На Соборе были обсуждены и проблемы укрепления внутрицерковной дисциплины. Речь шла о части духовенства и монашества, не имевшей определённого занятия, проживавшей обособленно, не подчинявшейся церковным правилам и уставу. Говорилось о необходимости отчётности основателей монастырей перед вышестоящими епископами за средства, пожертвованные им верующими. Под решениями Собора, возглавляемого Григорием, подписались 29 епископов, участвовавших в выборах патриарха. Большинство из них представляли провинции Междуречья, Хузистана, Мидии (горной части Ирана) и Иранского Азербайджана. Григорий умер на четвёртом году патриаршества. Хосров II конфисковал всё его имущество и заточил в тюрьму учеников Григория. Отношение монарха к христианам изменилось, он не разрешил избрать нового католикоса. Церковь Востока оставалась без предстоятеля до гибели Хосрова II и избрания патриархом Ишоява II в 628 г.

 
PR-CY.ru