ГРИГОРИЙ и КАССИАН

ГРИГОРИЙ и КАССИАН, Григорий (Гавриил) и Кассиан (Константин Дмитриевич) (ум. в конце XIV в.) – преподобномученики (память 15 июня, в третью неделю по Пятидесятнице – в Соборе Вологодских святых, 6 июля – в Соборе Радонежских святых), Авнежские, ученики Стефана Махрищского, основатели Авнежского в честь Святой Троицы мужского монастыря. Сведения о жизни и мученической смерти Григория и Кассиана сохранились в Сказании об обретении мощей святых с чудесами (Российская государственная библиотека, начало XVII в., первая половина XVII в.; Библиотека Академии Наук, XVII в., и др.), а также в Житии Стефана Махрищского. Оба произведения были составлены игуменом Данилова монастыря Иоасафом (по мнению исследователей, Данилова переславль-залесского во имя Святой Троицы мужского монастыря, в актах в 1566 г. упоминается его настоятель игумен Иоасаф). После 1560 г. Иоасаф по благословению митрополита Макария посетил Стефанов Махрищский во имя Святой Троицы монастырь, где в 1557 г. были обретены мощи преподобного Стефана, и игумен Варлаам (см. Варлаам, епископ Суздальский) составил жизнеописание преподобного с рассказом о чудесах (Варлаам воспользовался записями прадеда – монастырского священника Серапиона, современника преподобного Стефана; монах Серапион в числе первых насельников Махрищского монастыря записан в монастырском синодике – Российская государственная библиотека). Иоасаф доработал труд игумена Варлаама и, по мнению исследователей тогда же, на основе записей священника Серапиона и рассказов Варлаама составил «Сказание об обретении мощей Григория и Кассиана». Житие преподобного Стефана и «Сказание об обретении мощей Григория и Кассиана» тесно связаны между собой, в ряде списков перед «Сказанием…» помещены фрагменты из Жития с рассказом о Григории и Кассиане. От этих памятников несколько отличается появившаяся позднее вторая редакция «Сказания об обретении мощей Григория и Кассиана». Её список находился в библиотеке Авнежского монастыря, после закрытия обители в 1764 г. он хранился в приходской церкви во имя Григория и Кассиана на Авнежском погосте, где был обнаружен в конце XIX в. и введён в научный оборот священником Николаем Алексеевичем Коноплёвым (список утерян, редакция известна в подробном пересказе Н.А. Коноплёва). Вторая редакция «Сказания…», в которой, по словам автора, на основе местных преданий уточняются и дополняются сведения игумена Иоасафа, содержит иную версию мученической кончины Григория и Кассиана. Согласно Житию преподобного Стефана и обеим редакциям «Сказания…», родители Григория владели землями на Махре в Переяславской земле. Гавриил в отрочестве осиротел (возможно, его родители умерли во время эпидемии в 1353 г.). Через некоторое время его духовным наставником стал поселившийся поблизости преподобный Стефан, который начал здесь строительство монастыря. В обители юноша овладел грамотой. После того как Гавриилу исполнилось 18 лет, Стефан постриг его в монашество, всё имущество новоначальный инок отдал монастырю. Между 1363 и 1365 гг. Суздальский епископ Алексий по просьбе преподобного Стефана рукоположил Григория во иерея. Активная деятельность Стефана вызвала озабоченность соседних землевладельцев братьев Юрцовских, опасавшихся, что их родовая деревня Юрцово может отойти монастырю. Юрцовские пригрозили Стефану и Григорию расправой, после чего иноки были вынуждены оставить Махрищский монастырь и уйти в Вологодскую землю.

 



 
PR-CY.ru