«ГОРА НЕРУКОСЕЧНАЯ»

«ГОРА НЕРУКОСЕЧНАЯ» – один из иконографических типов Божьей Матери. Название сюжета восходит к толкованию пророком Даниилом сна царя Навуходоносора, повествующего о камне, чудесным образом оторвавшемся от горы: «Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их» (Дан. 2:34). С первых веков христианства этот текст, в котором Богородица сравнивается с горой, а Иисус Христос – с камнем, воспринимается как пророчество о Боговоплощении. Иконография «Горы Нерукосечной» включает ряд символических изображений, прославляющих Богоматерь, которые восходят к Ветхому Завету и многократно упоминаются в святоотеческой литературе, в «Акафисте Божьей Матери» и других гимнографических текстах, возникших под его влиянием (в самом «Акафисте» отсутствуют такие уподобления Богородицы, как «Гора Нерукосечная», «Руно орошённое», «Неопалимая Купина»). Исследователи предполагают, что название иконографии («Гора Нерукосечная», а также «Камень Нерукосечныя Горы», «Камень Горы Нерукосечный») связано с начальными словами текстов, иногда сопровождающих композицию. Один из вариантов надписи полностью сохранился на иконе конца XVI в. из Русского музея: «Отвалися камень нерукосечныя руки от горы, тако родися Сын от Матери Своея без семени. Коего лета появится луч на небеси и того лета не будет потопа на земли. Купина неопалимая, руно Гедеоново, виде Даниил пророк лествицу святыя Богородицы вход праведным». Приведённый текст, источник которого в настоящее время не установлен, присутствует на четырёх иконах, выполненных по заказу Строгановых в конце XVI – начале XVII вв. (Русский музей, Березниковский историко-краеведческий музей, Соликамский художественный музей), а также на образе середины XVII в. из ярославской церкви во имя пророка Илии (Ярославский музей-заповедник). Другой вариант надписи сохранился на иконе XVII в. (Новгородский музей-заповедник): «Камень Нерукосечныя Горы от несекомыя (горы Тебе, Дево,) краеугольный отсечеся Христос, иже совокупив разстоящиеся естества. Тем (веселящеся Тя,) Богородице, величаем» (девятый ирмос канона четвёртого гласа). Древнейший памятник иконографии «Горы Нерукосечной» – икона из Соловецкого монастыря (музей-заповедник «Коломенское»). Традиционно считалось, что образ написан в 1550–1560 гг., и его создание связывалось с богословскими идеями и художественными поисками макариевского времени. Сергей Владимирович Маркус полагал, что икона была написана во второй половине 1560 гг. для нового Преображенского собора (т.е. после 1558–1566 гг. и до 1570 г., когда она упоминается в описи). Виктор Михайлович Сорокатый относил этот образ к 1530–1540 гг. Владимир Дмитриевич Сарабьянов датирует её концом XV в., Лев Исаакович Лифшиц – первым десятилетием XVI в. Аргументы в пользу ранней датировки были представлены Александром Сергеевичем Преображенским, который отметил, что образы с иконографией, аналогичной «Горе Нерукосечной», существовали в Соловецком монастыре ещё в первой половине XVI в. Так, в описи 1514 г. упоминается образ «Одигитрии Облачной» из местного ряда иконостаса Преображенского собора. Икона имела золотой фон, и эпитет «Облачная» был связан с характером орнамента на мафории Богородицы.

 



 
PR-CY.ru