ГЛАДКОВ Борис Ильич

ГЛАДКОВ Борис Ильич (1847–1921 гг.?) – духовный писатель, библеист. Из дворянского рода, получил юридическое образование, служил присяжным поверенным в Санкт-Петербурге. В 1911 г. организовал «Всероссийский трудовой союз христиан-трезвенников» (под покровительством великого князя Константина Константиновича), став его председателем. Известность Б.И. Гладков получил, прежде всего, как автор многих произведений по актуальным проблемам христианства в современном для него обществе. Интерес Б.И. Гладкова к религиозной тематике объясняется его сознательным возвращением к православным ценностям, отказом от господствовавшего во второй половине XIX в. в отдельных кругах российской интеллигенции атеистического мировоззрения. О себе он писал: «С юношеских лет и почти до старости я прожил атеистом». Религиозное обращение Б.И. Гладкова произошло, как следует из его высказываний, под воздействием чтения Евангелия. Произведение Б.И. Гладкова «Толкование Евангелия» (СПб., 1905 г.), построенное как изложение Священной истории, согласованное по текстам четырёх Евангелий, с обширным подстрочным комментарием представляет собой опыт евангельской гармонии. Во вводной главе делается экскурс в основную проблематику новозаветной исагогики. Источниками работы послужили святоотеческие толкования, исследования русских экзегетов, такие как «Толковое Евангелие» епископа Михаила (Лузина). Стиль и содержание произведения, ответы, которые предлагает автор, отражают его опыт обретения веры. Эта личностная сторона определяет индивидуальный, живой характер «Толкования...». Работа была положительно принята рецензентами. Книга много раз переиздавалась и стала основой для ряда менее объёмных произведений Б.И. Гладкова по новозаветной тематике: «Общедоступное толкование Евангелия», «Благовествование четырёх Евангелистов, сведённое в одно последовательное повествование», «Евангельские истории, составленные словами святых Евангелистов» и др. Продолжением евангельской темы стали труды по Священной истории Ветхого Завета: «Священная история Ветхого Завета», «Библия в общедоступных рассказах». Его позиция в книгах основывается на тезисе, что научные сведения и библейские истины не противоречат друг другу: «Вера и разум – друзья, а не враги... Моисей… описал в строго научном порядке историю мироздания». Это положение обусловило его позицию как экзегета: он отказывается от буквального толкования, рассматривает последнее как основную причину непонимания библейского текста, которое ведёт к безверию. Свой метод толкования Библии он определил следующим образом: «Следуя заветам Великого Учителя Церкви (Иоанна Златоуста), я стараюсь постигнуть дух Священного Писания, его глубочайший смысл и не останавливаюсь на букве, на той несовершенной форме, в которой священному писателю приходилось иногда выражать свои мысли». Литературное наследие Б.И. Гладкова отвечало задачам христианского просвещения, популяризировало библейские знания на высоком уровне и утверждало основные ценности христианской веры. Несмотря на отсутствие профессионального богословского образования, Б.И. Гладков точно отвечал на духовные запросы современников. Его книги на библейские темы написаны понятным для читателя языком. Высокую оценку работ Б.И. Гладкова по истолкованию Евангелий дал Иоанн Кронштадтский. Многие произведения Б.И. Гладкова были рекомендованы как учебные пособия или допущены в качестве руководств для обучения в средних учебных заведениях по соответствующим дисциплинам. Издание книг Б.И. Гладков осуществлял за свой счёт, организовав их продажу по доступной цене для малоимущих. Возможно, в этом он видел исполнение своего долга христианина.

 
PR-CY.ru