ГЕОРГИЙ АРБЕЛЬСКИЙ

ГЕОРГИЙ АРБЕЛЬСКИЙ (ум. после 987 г.) – митрополит Мосула и Арбелы. Принадлежал Церкви Востока. Ему приписывается сочинение на сирийском языке «Изложение церковных служб», важное для истории богослужения восточно-сирийского обряда. Однако отождествление с Георгием Арбельским автора этого трактата, предложенное Иосифом Симоном Ассемани (1687–1768 гг.), в настоящее время большинством исследователей признаётся ошибочным. Трактат сохранился в нескольких рукописях (древнейшая – 1267 г.) и датируется приблизительно IX в., поскольку отражает литургические нововведения Католикоса-патриарха Тимофея I (780–823 гг.). «Изложение» состоит из семи Слов, каждое из которых разделено на главы, начинающиеся с вопроса. В первом Слове объясняются праздники восточно-сирийского литургического года (его начало, Рождество Иоанна Предтечи, Благовещение, Рождество Христово и т.д.), а также вопросы библейской экзегетики (родословие Иосифа Обручника, последняя Пасха Иисуса Христа и проч.). Второе Слово посвящено вечерней службе и отдельным элементам богослужения (делению Псалтири на антифоны (букв. – молитвы) и кафизмы, распределению служб суточного круга, совершению литургии в воскресные и праздничные дни и др.). В третьем Слове рассматриваются ночная и утренняя службы. В четвёртом речь идёт о литургии (о времени её совершения, чтении Ветхого и Нового Заветов, Символа веры и др.). Исследователи полагают, что автор описывает совершение литургии архиерейским чином в одном из главных восточно-сирийских храмов страны (в Багдаде или в Мосуле). Некоторые элементы (например, процессия на виму) и их истолкование существенно отличаются от более ранних свидетельств Гавриила Катрая и Авраама Катрайя бар Лифе. Следующие же по времени толкования литургии появляются только в XIII–XIV вв. и опираются не на «Изложение» псевдо- Георгия Арбельского, а на предшествующие сочинения. В пятом Слове подробно говорится о таинстве крещения, в шестом – об освящении храма и других чинах, в седьмом разбираются заупокойное богослужение и таинство брака. Толкование, приписываемое Георгию Арбельскому, отличается возвышенным символизмом (например, коленопреклонения народа в ходе литургии рассматриваются им как умирание и воскресение со Христом), мистагогическим характером и местами весьма трудно для понимания исследователями.

 
PR-CY.ru