ГРИГОР ГРЗИК АЙРИВАНЕЦИ

ГРИГОР ГРЗИК АЙРИВАНЕЦИ (конец VII – первая половина VIII в.) – армянский учёный, гимнограф, мелург. Сведения о его жизни и деятельности сохранились в Житии епископа Степаноса Сюнеци (пространная редакция – рукопись Матенадарана, 1460 г.), вместе с которым Григор Грзик Айриванеци путешествовал в Афины и Константинополь и совершенствовался в философии и богословии, в толковании Библии и переводах. В Константинополе общался с учёными и архиереями, в том числе с патриархом Германом I, принял участие в предпринятом епископом Степаносом Сюнеци переводе на древнеармянский язык сочинений Псевдо-Дионисия Ареопагита, Немесия, Григория Нисского и др. Вернувшись в Армению, в монастыре Айриванк (см. ст. Гегард) прославился, главным образом, как гимнограф и певец. В Житии Григору Грзику Айриванеци приписывается множество духовных песнопений, среди которых – оригинальная мелодизация 150 псалмов Давида, «псалмы-стохоги (стихи, исполнявшиеся соло) Пятидесятницы, поста и песнопения предпразднства, «Поём», многие другие и множество кцурдов (т.е. тропарей) с благозвучной мелодией». Исследователи предполагают, что впоследствии его песнопения вошли в певческий сборник «Манрусум». Григор Грзик Айриванеци был хорошо знаком с творчеством византийских гимнографов, в первую очередь, Романа Сладкопевца, и способствовал распространению в Армении их произведений, которые он «умножил и постановил петь на всех праздниках Господних и в память мучеников». Однако «из-за сладкозвучной музыки» Григор Грзик Айриванеци был уличён в грехе гордыни епископом Степаносом Сюнеци. Добровольно отрёкшись от служения в обители, Григор Грзик Айриванеци остаток жизни провёл в суровом отшельничестве в маленькой пещере за пределами монастыря, с годами обретя дар исцеления. Его могила с построенной над ней часовней считалась чудотворной.

 
PR-CY.ru