Словарь по христианству Г ГАИЙ, ФАВСТ, ЕВСЕВИЙ, ХЕРИМОН, ЛУЦИЙ, ПЁТР, ПАВЕЛ

ГАИЙ, ФАВСТ, ЕВСЕВИЙ, ХЕРИМОН, ЛУЦИЙ, ПЁТР, ПАВЕЛ

ГАИЙ, ФАВСТ, ЕВСЕВИЙ, ХЕРИМОН, ЛУЦИЙ, ПЁТР, ПАВЕЛ (III в.) – мученики Александрийские (память 4 октября). Пострадали во время гонений императора Валериана. О них упоминается в сохранившихся фрагментах послания Александрийского патриарха Дионисия Великого (247–265 гг.) к епископу Герману, а также в послании к Дометию и Дидиму, которые цитируются в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского. Во время гонений римского императора Деция Гаий, Фавст, Пётр и Павел вынесли Дионисия из города Тапосириса. Во время гонений Валериана Дионисий вместе с пресвитером Максимом и диаконами Фавстом, Евсевием и Херимоном предстал перед префектом Египта Эмилианом, который приказал им отречься от Христа. Они отказались это сделать, и были сосланы в деревню Кефро, где вокруг них образовалась христианская община. Через некоторое время Эмилиан отправил их в район Маредотиды, но, как сообщает Дионисий, его, Гаийя, Фавста, Евсевия, Петра и Павла похитили из конвоя и он, Гаий и Пётр оказались в Ливийской пустыне близ Паретония. По сведениям Евсевия Кесарийского, Фавст пережил гонения Валериана, но впоследствии был обезглавлен. Исследователи полагают, что эти данные послужили источником для создания агиографической традиции, объединившей этих мучеников в одну дружину (состав имён и дни памяти варьируются). В греческих синаксарях упоминаются святитель Дионисий и восемь его спутников. В Константинопольском Синаксаре X в. под 3 октября перечислены Дионисий, Фавст, Гаий, Пётр, Павел, Евсевий и Херимон (в некоторых рукописях Синаксаря упоминается о других мучениках). В одной из рукописей память Дионисия, Гаийя, Фавста, Херимона и Евсевия отмечена 4 октября. День памяти этих мучеников, как полагают исследователи, восходит ко дню памяти святителя Дионисия (3 октября). Из греческих синаксарей сведения об этих мучениках попали в Римский мартиролог. Там под 3 октября упомянуты Дионисий, Фавст, Гаий, Пётр, Павел и ещё четыре мученика, имена которых исследователи установить не смогли. Там же под 19 ноября упомянут Фавст. Отождествление Фавста с диаконом Александрийского патриарха исследователи считают вполне возможным, а со священником, упомянутым в Римском мартирологе под 26 ноября и в Сирийском мартирологе под 8 элула (8 сентября), – сомнительным. По мнению исследователей, составитель Римского мартиролога имел в распоряжении текст мученичества Фавста с указанием дня его казни.

 
PR-CY.ru