ГАЙМОН ОСЕРСКИЙ

ГАЙМОН ОСЕРСКИЙ (ум. в 865/866 г.) – латинский экзегет эпохи Каролингов. О его жизни исследователям известно из небольшого анонимного произведения, созданного в Мельке: Гаймон Осерский был монахом при монастыре св. Германа в Осере (аббатство Сен-Жермен-д'Осер, Франция). Согласно этому источнику, он «...написал на Апостола книгу бесконечную по объёму, написал огромное изъяснение на Апокалипсис, написал на Песнь Песней, написал на текст двенадцати пророков, и на Евангелия, написал многие беседы». О Гаймоне Осерском упоминают и другие авторы XII в.: Сигеберт из Жамблу, Ордерик Виталий, Гонорий Отёнский, однако, по мнению исследователей, они не были знакомы с его трудами, а брали сведения из сборников (Collectanea), составленных учеником Гаймона Осерского Эйрихом Осерским. Другим его учеником был Ремигий Осерский (ум. в 907 г.). Гаймон Осерский был не простым монахом, как он хочет представить себя в одной из гомилий, а монастырским учителем (scholasticus). Он получил хорошее образование, знал творения классических авторов и отцов церкви. О времени деятельности Гаймона Осерского точных сведений у исследователей нет, им известно только, что в 865 г. в монастырь св. Германа в Осере был направлен его ученик Эйрих, который, видимо, сменил его на посту монастырского учителя. «Explanatio in Pauli apostoli epistulas» («Толкование на Послания апостола Павла») является самым значительным сочинением Гаймона Осерского, раскрывающим основной принцип его экзегезы: давать толкование в виде ответа на риторический вопрос, а также рассматривать несколько альтернативных интерпретаций. В «Expositio in Apocalipsim» («Изъяснение на Апокалипсис») автор следует за толкованиями предшественников: Примасия, Беды Достопочтенного, Амвросия Аутперта, рассматривая книгу Откровение Иоанна Богослова как указание на тайну отношений Христа и церкви. «In Cantica Canticorum» («Толкование на Песнь Песней») в ряде средневековых рукописей ошибочно приписывалось Кассиодору и даже Фоме Аквинскому. Это сочинение использовал при составлении одноимённого произведения Бернард Клервоский. Авторство сочинния «In duodecim prophetas minores» («На двенадцать малых пророков») принадлежит не только Гаймону Осерскому, но и его ученикам. В Лионском издании 1677 г. «Maxima bibliotheca Patrum» комментарии на Иоиля и Амоса из этого собрания помещены под именем Ремигия Осерского. Анонимный автор из Мелька приписывает Гаймону Осерскому также «многие гомилии на Евангелия». Исследователи полагают, что ряд проповедей из лионского гомилиария каролингской эпохи «Псевдо-Флор» («Homiliariuim Lugdunence») восходят к школе Гаймона Осерского. Сигеберт из Жамблу упоминает среди трудов Гаймона Осерского «Толкование на Исаию» («»Expositio in Isaiam). Шпонхаймский аббат Иоганн Триметий приписывает Хальберштадтскому епископу Гаймону не дошедшие до нас толкования на пророков Иеремию, Иезикииля и Даниила, однако в одном средневековом каталоге библиотеки аббатства Клюни оба произведения упоминаются под именем Гаймона Осерского. Некоторые труды Гаймона Осерского дошли до нас в нескольких редакциях, что даёт исследователям основание предположить, что Эйрих или Ремигий впоследствии вносили в первоначальный текст Гаймона Осерского свои коррективы и исправления. Эйрих Осерский в сборнике (Collectenea) собрал схолии на вопросы Гаймона Осерского (Scholia quaestinum) и ответы на них.

 



 
PR-CY.ru