ГЕЛАСИЙ

ГЕЛАСИЙ – епископ Кесарии Палестинской (ум. в 394 г.), церковный писатель, историк. Краткое упоминание о нём находится у Иеронима Стридонского; более подробные сведения дают Епифаний Кипрский и патриарх Фотий. После смерти епископа Кесарийского Акакия (около 365 г.) два наиболее влиятельных епископа Палестины выдвинули в качестве его преемников своих кандидатов: Евтихий Елевферопольский, представитель партии омиев, поддерживал некоего «старца» Кирилла, а Кирилл Иерусалимский со стороны православных – сначала некоего Филомена, а впоследствии Геласия, сына своей сестры. Одержавший верх Кирилл вскоре был изгнан, и на его место был возведён Геласий (367 г.); однако и он был вынужден уступить кафедру арианину Евзою, которого поддержал покровитель ариан император Валент. С приходом к власти императора Феодосия I Великого Евзой был смещён, и Геласий получил возможность вернуться на кафедру. В 381 г. Геласий присутствовал на втором Вселенском соборе в Константинополе. В это время он вместе с Кириллом Иерусалимским и другими епископами оказал поддержку Григорию Богослову, войдя с ним в общение против Максима Киника. Геласий присутствовал на Соборе в Константинополе (394 г.), который решил спор из-за Антиохийской кафедры в пользу Флавиана. Константинопольский патриарх Фотий упоминает о разногласии Геласия с Феофилом Александрийским из-за того, что Геласий оставил в диптихах имя Евсевия Кесарийского, однако до разрыва общения между ними дело не дошло. Согласно «Житию Порфирия Газского» Марка Диакона, к 395 г. на кафедре Кесарии Геласия уже сменил епископ Иоанн. Иероним Стридонский характеризует Геласия как писателя, обладавшего отточенным стилем, но скрывавшего свои труды. Из сочинений Геласия исследователям известно 17 отрывков, сохранившихся у Феодорита Кирского, Леонтия Византийского, Севира Антиохийского и в анонимной компиляции «Учение отцов о Воплощении Слова» («Doctrina Patrum de Incarnatione Verbi»), где собраны тексты, касающиеся догмата о двух природах во Христе. Отрывки заимствованы из «Изъяснения учения», второй книги трактата «О церковных действиях», «Слова на Пасху», «Слова на Богоявление». Исследователи полагают, что первые два сочинения Геласия представляли собой катехитические и тайноводственные поучения наподобие тех, что дошли до нас от Кирилла Иерусалимского. Патриарх Фотий упоминает только одно сочинение Геласия – «Церковную историю», продолжавшую одноимённый труд Евсевия Кесарийского, над которой Геласий работал по просьбе святителя Кирилла. Со ссылкой на неопределённый источник Фотий уточняет, что Геласий не писал особого сочинения, но ограничился переводом истории Руфина Римлянина. Геласий Кизический в «Церковной истории» также ссылается на текст Геласия под именем Руфина.

 



 
PR-CY.ru