ГЕЛАСИЙ

ГЕЛАСИЙ (V в.) – преподобный, палестинский подвижник (память в субботу сырную – в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших; память в Греческой церкви 31 декабря). Сведения о нём содержатся в «Apophthegmata Patrum», в коптском (арабо-яковитском) Синаксаре под 12 амшира (6 февраля) и в эфиопском переводе Синаксаря под 12 якатита. Был современником Симеона Столпника (356–459 гг.). В юности жил в пустыне. Затем, как полагают исследователи, перешёл в келью, завещанную ему неким старцем и находившуюся рядом с полем близ города Никополя (Эммаус, современный Имвас). Из-за поля Геласий вступил в конфликт с мирянином по имени Вакат, который пытался его отобрать. Вакат отправился в Константинополь к судье, но был остановлен в Антиохии преподобным Симеоном, который посоветовал ему покаяться и вернуться обратно. По дороге Вакат умер. Через некоторое время Геласий основал общежительный монастырь, которому были пожертвованы значительные земельные угодья. Исследователям известно о том, что Геласий твёрдо придерживался халкидонского вероопределения. Епископ Феодосий, сторонник патриарха Диоскора, силой сместивший с Иерусалимской кафедры Ювеналия и занявший его место, приехал в монастырь и пытался склонить Геласия к тому, чтобы считать вероопределения Халкидонского собора несторианством. Геласий отказался его слушать и посоветовал поговорить об этом с его молодым послушником. Епископ Феодосий уехал в Иерусалим, где многих склонил на свою сторону, а затем вызвал Геласия в храм, где предложил анафематствовать Ювеналия. Геласий отказался это сделать, и тогда Феодосий велел выгнать его из церкви. Сторонники Феодосия, пытаясь склонить старца на свою сторону, обложили его дровами и грозились сжечь, но не сделали этого, видя его стойкость и опасаясь народного возмущения из-за той славы, которую он снискал. В «Apophthegmata Patrum» упоминается о многих учениках Геласия, подчёркивается его нестяжательство и духовная рассудительность, рассказывается, что Геласий изнурял себя ходьбой по монастырскому двору, когда появлялось желание уйти из монастыря в пустыню. Подобное описание можно встретить и в рассказах о других подвижниках (по мнению исследователей, это – один из аскетических приёмов, практиковавшихся в среде раннего монашества).

 
PR-CY.ru