ГЛАВОПРЕКЛОННАЯ МОЛИТВА - Страница 2

Такое положение главопреклонной молитвы, когда за ней служба имеет некоторое продолжение, связано с тем, что священнические молитвы (в том числе главопреклонная молитва) в современных чинах вечерни и утрени заимствованы из древнего константинопольского «Евхология», но сами эти чины следуют палестинскому «Часослову», последования служб суточного круга в котором не соответствуют последованиям служб согласно кафедральной константинопольской традиции и не позволяют расставить молитвы по последованиям служб так же, как это было сделано в древнем «Евхологии» Константинополя. Кроме указанных главопреклонных молитв чин вечерни в составе всенощного бдения по Иерусалимскому уставу имеет ещё одну в конце литии (по сути, лития представляет самостоятельную небольшую службу, включаемую в состав вечерни). Кроме уже указанных православная богослужебная традиция знает множество других главопреклонных молитв в составе различных чинов византийского «Евхология» (славянского «Требника»), часто содержащих характерную последовательность из основной молитвы и главопреклонных молитв. Такая последовательность встречается как в чинах таинств крещения, миропомазания, священства, брака, так и во многих малых чинах «Требника». Но если главопреклонная молитва чинов Божественной литургии, вечерни и утрени связаны с отпустом как по месту в службе, так и по содержанию – это моление к Богу обратить Свой Лик на молящихся (ср. Аароново благословение) и благословить их, прежде чем они покинут храм, а также прошение о различных нуждах народа (поскольку, покинув богослужение, молящиеся вновь столкнутся со своими повседневными заботами), – то главопреклонные молитвы в различных чинах «Требника», как правило, не связаны с отпустом, но дополняют и развивают прошения, содержащиеся в основной молитве соответствующего чина.



 
PR-CY.ru