ФЛАВИАН I

ФЛАВИАН I – Антиохийский епископ (конец 381 г. – сентябрь 404 г.), преемник Мелетия I (360–381 гг.). Во время епископства Леонтия (344–357 гг.) догматический спор между православными и арианами нашёл себе лозунг в формуле заключительного славословия. Ариане признавали своим знаменем славословие в такой форме: «Слава Отцу через Сына во Святом Духе». Православные утверждали, что равночестность Лиц Святой Троицы вернее выражает формула: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Поскольку славословием заканчивается каждая церковная молитва, то Леонтий, который пользовался репутацией явного арианина, первую часть славословия произносил тайно и громко возглашал только его конец: «И во веки веков». Но Леонтий  ясно выразил свои убеждения, когда посвятил во диакона арианина Аэция (ум. в 367 г.) Когда пресвитеры Диодор и Флавиан из-за этого ополчились против него, то Леонтий уступил им и запретил Аэцию священнодействовать. Диодор и Флавиан для поддержания энергии между православными стали устраивать богослужения за городом, при гробах мучеников. Леонтий для поддержания единения пригласил их совершать свои всенощные в церкви. Те не отказались и таким образом фактически заявили о своём общении с арианским епископом. Во время работы второго Вселенского собора скончался епископ Мелетий I, и был поставлен вопрос о его преемнике. Историк Сократ Схоластик (около 380 – после 439 гг.) утверждает, что между последователями Мелетия I (мелетианами) и последователями главы евтафиан Павлина (павлинианами) состоялось соглашение, что после смерти одного из епископов оставшийся в живых будет признан епископом всех православных в Антиохии. В числе тех, кто имел шансы быть избранным во епископа, но дал клятву не принимать епископского сана, а предоставить кафедру оставшемуся в живых, был и мелетианский пресвитер Флавиан. Историк Феодорит Кирский (386/393 – 457 гг.) рассказывает, что когда в Антиохию прибыл военный магистр Сапор (после 27 февраля 380 г.), чтобы отобрать церкви у ариан и передать их православным, он встретился с затруднением, поскольку было три епископа, считавших себя православными: Мелетий, Павлин и аполлинарианин Виталий. Но пресвитер Флавиан вопросами, предложенными Павлину и Виталию, заставил Сапора засомневаться в их православии. Мелетий предложил Павлину управлять паствой вместе, чтобы оставшийся в живых стал потом единственным епископом, но Павлин на это не согласился, и Сапор передал церкви Мелетию. Председательствовавший на втором Вселенском соборе Григорий Богослов (329–389 гг.) в своей речи ничего не говорит о подобном договоре и после не укоряет ни отцов Собора за нарушение обязательства, ни Флавиана за клятвопреступление; не слышно подобного укора и со стороны западных епископов. Никаких формальных препятствий к замещению кафедры после кончины Мелетия I не было, и его преемником был избран Флавиан. В 382 г. состоялось два Собора: один в Константинополе, другой в Риме. Константинопольские отцы послали в Рим лишь трёх делегатов с посланием, где было заявлено, что Константинопольский собор 382 г. признаёт вполне каноническими хиротонию Константинопольского епископа Нектария (381–397 гг.) и Антиохийского епископа Флавиана. Если для западных можно было пожертвовать Константинопольским епископом Максимом (380 г.), то по делу Павлина Антиохийского Римский собор мог принять лишь одно решение: поскольку сам Павлин лично (вместе с Епифанием Кипрским) присутствовал на Римском соборе, западные отцы признали его единственно законным Антиохийским епископом. Когда в Риме решили пожертвовать Максимом, исследователям неизвестно, но спор из-за Флавиана продолжался долго. Павлин умер в 389 г., рукоположив единолично перед смертью себе преемником пресвитера Евагрия (388 – 392/393 гг.), некогда находившегося в дружественных отношениях с Василием Великим. В 392 г. умер и Евагрий, и Флавиан достиг того, что павлиниане не могли поставить преемника Евагрию. Однако, даже имея своего собственного епископа, павлиниане продолжали упорствовать в расколе. В 394 г. в Константинополе состоялся Собор, на котором, под председательством Нектария, присутствовали Александрийский патриарх Феофил (384–412 гг.) и Антиохийский епископ Флавиан I. Это было наглядным доказательством церковного единства восточных епископов (по крайней мере, Феофил не уклонялся от общения с Флавианом), но на Западе продолжали не признавать законным епископом Флавиана (в 391 г. его даже вызывали на соборный суд в Капую). Несмотря на это, Флавиан I действовал с сознанием своего законного епископского права, которое не оспаривал даже император. Лишь в 398 г., благодаря заступничеству Константинопольского патриарха Иоанна Златоуста (398–404 гг.) и Феофила Александрийского, Римский епископ решился вступить в общение с Флавианом I (и окончательно примирились с ним египетские епископы).

 
PR-CY.ru