ФЕОДОСИЙ I ВЕЛИКИЙ Флавий

ФЕОДОСИЙ I ВЕЛИКИЙ Флавий (346–395 гг.) – римский император с 379 по 395 гг., последний правитель единой Римской империи перед её окончательным разделом на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (Византию). При нём христианство окончательно стало государственной религией, а государственный языческий культ был отменён. Родом Феодосий был из уроженцев Испании, сын Феодосия, храброго и искусного военачальника во времена императора Валентиниана I (364–375 гг.), поднявшегося в своей карьере до высокого звания, но затем казнённого по ложному обвинению в сепаратистских замыслах (вероятно, в 374 г.). Феодосий прославился выдающимися талантами полководца ещё при жизни отца, когда, управляя военными силами на Дунае успешно отстаивая границу от варварских вторжений. Удалённый в изгнание придворной партией, он был через несколько лет вновь призван ко Двору, после смерти соправителя Валентиниана Валента (в 378 г.) в битве с вестготами при Адрианополе. Восток остался без государя в критическом положении, и 19 января 379 г. Феодосий был объявлен «Августом»; ему предоставлялись императорские полномочия в восточной половине империи, т.е. в азиатских провинциях, Египте с Киренаикой и на Балканском полуострове. Богато одарённый природой, Феодосий вёл воздержанный образ жизни, был хорошим супругом и отцом, в государстве – умным и энергичным вождём. Полученное им серьёзное образование подготовило его к тому, чтобы понять задачи государя и выполнять их разумно построенным планом. Он выдвинул девиз единства и убеждённо отстаивал его против теснивших империю варваров, а внутри – против постоянно грозившего разделения. Выдающийся полководец, хорошо владевший всеми средствами римской стратегии, осторожный, но быстрый в действиях, Феодосий I был умелым администратором и искусным дипломатом, проявил определённое величие, хотя и не обнаружил оригинального политического творчества и новых реформаторских идей; он мог охранять только то, что уже сложилось. Необузданность нрава, нетерпимость и узость религиозного настроения помешали Феодосию I быть справедливым человеком и вредили интересам его могущества. Нетерпимость по отношению к иноверцам выразилась в разрушении языческих храмов. Насильственное обращение в христианство омрачило правление императора, а культуре и науке был нанесён существенный урон. Поглощённый задачей охраны безопасности и целосности империи, Феодосий I не успел выработать план преобразования внутренних порядков, стремился и здесь проявлять твёрдую власть, чтобы не расшатывалась сила имперского правительства. В законодательных сводах сохранилось немало его энергичных распоряжений, но меры строгости касались, главным образом, слабых элементов общества, особенно всё больше разорявшегося местного дворянства (куриалов). Гнёт налогов не был облегчён, т.к. государство постоянно нуждалось в громадных средствах; некоторые восстания (в Берите и Антиохии) объясняются именно безжалостным фискализмом. Были только попытки несколько смягчить уголовное право и судопроизводство (под влиянием церкви) и регулировать в духе христианских понятий семейное право. Император много заботился о безопасности и общественной гигиене; украшал города (особенно Константинополь) роскошными и полезными зданиями, но не смягчил административного произвола. Во внутреннем управлении Феодосия I важное место занимала церковная политика. Будучи сам ревностным христианином и определённо придерживаясь православия, он окончательно порвал с религиозной системой, установленной Константином I Великим (323–337 гг.), выражавшейся в нейтралитете государства по отношению к различным культам и исповеданиям. Феодосий первый выдвинул принцип государственной религии как необходимого условия единства и начал проводить его принудительным способом. В эдикте (законе) 380 г. была объявлена истинной и допустимой исключительно христианская вера в той её форме, «которую проповедовал в Риме святой Пётр, и которой следовали епископ Дамас и епископ Пётр в Александрии, мужи апостольской святости».

 



 
PR-CY.ru