ЕВФИМИЙ - Страница 8

Из-за введения подушного обложения, считает Евфимий, начались социальные конфликты, обман и насилие, в чём он видит прямое свидетельство установившейся власти антихриста. Его резкую критику вызывают также совершённые при императоре Петре межевание и раздача в собственность земли, поскольку, по мнению Евфимия, земля, как творение Божье, не может быть частной собственностью. Основатель страннического согласия предъявляет первому российскому императору и традиционное старообрядческое обвинение: в возобновлении «древлеязыческих поганских вер обычаев», под которыми понимаются брадобритие, «немецкое платье», употребление табака «и прочая тако поганская деяти». Действием «духа лукава», по мысли Евфимия, обусловлены реформа календаря, вмешательство императора в дела православной церкви – упразднение патриаршества и учреждение Синода. Антихристово число (666), по расчётам Евфимия и других старообрядцев, содержится в императорском титуле. Приход в Россию «последнего» антихриста, ранее захватившего весь остальной мир, по мнению Евфимия, совершился во время первой ревизии населения, начало которой он датирует 1715 г. (фактически началась в 1718 г.). Евфимий считал, что воцарение антихриста имело место в 1722 г., когда были завершены основные деяния «духа лукава», и были изданы указы: о престолонаследии (5 февраля; этим указом император обязал подданных присягнуть его не названному по имени преемнику) и о запрете старообрядцам распространять своё учение (24 сентября). «Предтечами» антихриста он называл патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Евфимий подробно рисует историю падения истинной веры в связи с политикой государства даже в старообрядческой среде. Самое значительное в этом смысле событие совершилось после 1722 г., когда старообрядцы начали записывать себя в ревизских книгах «раскольниками», признав себя таким образом отступниками от «истинной церкви». Старообрядцы, не покинувшие мир, по мысли основателя страннического согласия, являются подданными антихриста вследствие записи себя в ревизские книги. Тема «записи в раскол» должна была потерять актуальность в связи с отменой двойного оклада и раскольнической записи, но Евфимий в «Цветнике» детально обсуждает её, делая акцент на времени императора Петра I. В царстве антихриста особое значение для истинных христиан приобретает исполнение «заповеданных дел», которые даже важнее веры («нимало пользует вера без дел, но и бесовска наречеся»). Главными из этих дел он называет разрыв всех связей с миром, неповиновение императору-антихристу, гражданским властям и православной церкви. В сочинениях Евфимия практическая реализация этой идеи не разработана, тема получила развитие в более поздних сочинениях странников.



 
PR-CY.ru