ЕВФИМИЙ - Страница 7

Теоретические построения Евфимия второй половины 1780 гг. исходят из характерной для раннего периода старообрядчества апологии пустынножительства. Пагубность мирской жизни, по его мнению, не может быть преодолена ни личным благочестием, ни молитвой. Даже в благочестивой православной стране мирянин, чтобы спастись, должен во всём, кроме семейной жизни, подражать монаху. Если в допетровской России у благочестивого человека был выбор: жить, строго соблюдая правила благочестия, в миру или удалиться в пустыню, то в современной Евфимию России, которая, по мысли основателя страннического согласия, находилась под властью антихриста, путь спасения один – бегство из мира. Своё представление об антихристе Евфимий наиболее подробно изложил в переработке труда Ивана Алексеева «Титин». Он понимает антихриста «духовно», как «духа лукава», который, входя в души людей, проявляет себя «чувственно», причём в различной степени – в зависимости от власти, которой одержимые им люди обладают в мире. Подлинный антихрист – это «лицо царско». «Последним», т.е. наиболее могущественным, антихристом, власть которого абсолютна, Евфимий считал императора Петра I. Деятельность первого российского императора, рассмотренная в эсхатологической перспективе, находится в центре внимания Евфимия. Данная тема наиболее подробно развита в «Цветнике». Антихристианская сущность действий правителя, по его мнению, проявилась, в первую очередь, в запрещении «богоугодного пустынножительства» (как полагают исследователи, имеются в виду меры императора Петра против монашества: ограничение числа монастырей и насельников в них, уничтожение небольших обителей, возвращение в мир отшельников-«боголюбцев»), из-за чего его подданные оказались безысходно заключёнными в греховном и богоотчуждённом мире. Следующим «антихристовым действием» царя была окончательная «порча» этого мира, совершившаяся, по мысли Евфимия, в ходе податной реформы. Евфимий протестует против утверждённого в ходе реформы разделения населения на разные «чины» (социальные группы) и против установления для разных групп дифференцированной подушной подати, причём привилегированные сословия были освобождены от налогов.

 



 
PR-CY.ru