ЕВФИМИЙ - Страница 6

Вероучение согласия странников было сформулировано Евфимием в сочинениях второй половины 1780 гг., прежде всего, в «Цветнике» (название, по мнению А.И. Мальцева, дано последователями Евфимия). Восемь глав «Цветника» связаны между собой композиционно, каждая посвящена отдельному вопросу, поэтому в страннических сборниках часто встречаются списки отдельных глав. Исследователям известны четыре полных списка «Цветника» (наиболее ранний – Российская государственная библиотека, конец ХVIII – начало ХIХ вв.), 38 списков отдельных глав в составе 17 рукописных сборников. Эсхатологические идеи, составляющие центр учения Евфимия, он подробно изложил в трактате «Книга о случаех последняго времене. Титин потрясает вельми. 666 число» («Титин»). Этот труд, дошедший в автографе Евфимия (Ярославский историко-архивный музей-заповедник), является отредактированным и дополненным вариантом текста, созданного поморским автором Иваном Алексеевым около 1752 г. Евфимий оставил без изменения название сочинения, форму диалога между поповцем, задающим вопросы, и отвечающим на них беспоповцем, в основном, сохранил композицию и названия глав, несколько сократив их количество и поменяв некоторые местами. Текст подвергся существенной переработке, был дополнен многочисленными рассуждениями Евфимия, во многом меняющими первоначальный смысл. Дополнения Евфимия исследователи встречают по всему тексту, но их основная часть сосредоточена в двух последних главах: «О чудотворениих антихристовых» и «О злополучении времен антихристовых». Над трактатом «Титин» Евфимий трудился с конца 1780 гг., закончив работу не позднее июля 1791 г.; помимо указанного списка существует ещё пять списков разного времени. Эсхатологическим вопросам также посвящено его послание «единоверным о Христе братиям, како блюстися лжехристов и ложных пророков, имже мнозем проповедающем у себе Христа быти, и како подобает разумевать о царствии антихристове» (Научная библиотека Томского государственного университета, XIX в.). Рассуждения Евфимия в основных положениях опирались на эсхатологические построения поморцев, хотя в его сочинениях 1780 гг. отсутствуют ссылки на выговских первоучителей. В этот период авторитетами для него были деятели первого периода старообрядчества: Коломенский епископ Павел, Аввакум, Фёдор Иванов, отцы Соловецкого монастыря, Корнилий Выговский.

 



 
PR-CY.ru