ЕВФИМИЙ - Страница 4

В 1760 гг. законодательство в отношении последователей «старой веры» смягчилось, что стало причиной появления среди старообрядцев многочисленных сторонников «записи в раскол» (т.е. легализации на условиях правительства), которым противостояли «укрывающиеся за попами», а также не согласные ни с теми, ни с другими «беглые» старообрядцы, сохранявшие традиционное бескомпромиссное отношение к государству и православной церкви, которая воспринималась старообрядцами как часть государства. В филипповском согласии радикализм по отношению к государству, характерный для начального периода существования согласия, в 1760 гг. существенно уменьшился. Сторонниками «записи в раскол» были братья Алексей и Григорий Яковлевы, создавшие сочинение, в котором отстаивали право «записных» старообрядцев считаться христианами. 28 марта 1784 г., незадолго до перекрещивания себя, Евфимий написал послание неизвестному московскому филипповцу – «Разглагольствие о настоящем в древлецерковном последовании неких з друг другом несогласии. Ов убо от записных отлучися, паствити возмнев лучше укрывающихся за антихристовыми жрецами, в том и вознепщева быти себе права. Другии же обоих сих отлучися, к тому же и крещение от них бояся прияти, чесо ради и посла к нему начертание 7292 (1784) лета, марта 28» (Российская национальная библиотека, первая четверть XIX в.). В послании автор задал 39 вопросов филипповцам, на которые не получил ответа. Содержание сочинения свидетельствует о больших изменениях, происшедших в мировоззрении Евфимия. Причиной разделений среди старообрядцев и их отступления от правоверия он считает жизнь в «антихристовом мире» и провозглашает побег из него обязательным условием сохранения веры (в 1781 г. Евфимий высказывал противоположные взгляды – о том, что можно содержать правую веру, оставаясь мирским жителем и исполняя гражданские обязанности: «Во всех онех... званиях можно всячески християном быти и правую верую содержати»), кроме военной службы. Однако Евфимий не одобрял и тогда «запись в раскол» и «укрывательство за попами» (анахронизмом исследователи признают содержащееся в «Разглагольствии...» обличение «записи в раскол», отменённой в 1782–1783 гг.). В «Разглагольствии...» Евфимий пишет о необходимости перекрещивания филипповцев и вообще всех «мирских» старообрядцев. Вскоре Евфимий начал исполнение намеченной программы и 7 октября 1784 г. «крестил» сам себя «в странство». В сочинениях странников содержатся сведения о том, что это действие Евфимий совершил по совету некоего старца Иоанна, «странствовавшаго издревле... проживавшего измлада в укрывательстве, и по сему не быв записан ни в которой ревизии».

 



 
PR-CY.ru