ЕВФРОСИНИЯ Александрийская - Страница 3

Согласно Евергетидскому Типикону второй половины XI в., 25 сентября последования Евфросиии, мучеников Павла и Татты соединяются с последованием Октоиха; служба не имеет праздничных черт, на утрене поётся «Аллилуия», последование Евфросиии включает минимальный набор песнопений (канон, стихиры, седален). Согласно Мессинскому Типикону 1131 г., 25 сентября поётся только последование Евфросиии, на «Господи, воззвах» – стихиры Евфросиии и Пресвятой Богородицы, на утрене поются «Бог Господь» и тропарь Евфросиии плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа. Пение самогласнов не отмечается, на литургии – прокимен, аллилуиарий и причастен Евфросиии (в Типиконе не описаны), чтения – только дня. В различных редакциях Иерусалимского устава происходило постепенное повышение статуса памяти Евфросиии. В одной из ранних редакций (XII–XIII вв.) 25 сентября отмечается память Евфросиии и мучеников Павла и Татты без богослужебного последования. В сербском Типиконе архиепископа Никодима 1319 г. приводится тропарь Евфросиии (тот же, что и в Мессинском Типиконе), почти те же указания даны в первопечатном греческом Типиконе (Венеция, 1545 г.). В славянских Минеях XVI в. последование Евфросиии включало кроме минимального набора песнопений тропарь, кондак и 1–2 самогласна (более праздничный вариант с двумя самогласнами утвердился к началу XVII в.). В русских рукописных Типиконах XV–XVI вв. назначается пение стихир на «Господи, воззвах» на 6, хотя канон исполняется на 4, из-за этого в некоторых рукописях второй половины XVI–XVII в. память Евфросиии имеет праздничный знак «3 точки в полукруге». В первопечатном русском Типиконе 1610 г. эти указания были отредактированы и определено петь три стихиры Октоиха и три – Евфросиии, данный устав службы был повторен в изданиях 1641, 1682 и последующих годов. В связи с совпадением с памятью Сергия Радонежского в ряде русских рукописных Типиконов и Миней XVI в. последование Евфросиии или переносится на повечерие, или отсутствует вовсе. Последование Евфросиии, помещаемое в современных богослужебных книгах, содержит отпустительный тропарь четвёртого плагального (т.е. восьмого) гласа; кондак второго гласа на подобен «Вышних ища» с икосом; канон, составленный гимнографом Иосифом, первого плагального (т.е. пятого) гласа, с акростихом; цикл стихир-подобнов, два самогласна; седален; светилен. В греческой Минее афинского издания помещён другой канон плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа, без акростиха, ирмос (начало: «Трисвятыми гласами воспеваемый»). В рукописях содержатся и другие песнопения в честь Евфросиии, не вошедшие в современные издания богослужебных книг: анонимный канон второго гласа, с акростихом «Евфросинии мучения благо изображу», ирмос (начало: «Ангела во плоти, явленную нам»).



 
PR-CY.ru