ЕВФРОСИНИЯ Александрийская - Страница 2

От других монахов Пафнутий узнал о Смарагде, недавно поступившем в обитель, но уже весьма преуспевшем в добродетели, и часто стал посещать его, получая утешение от бесед с ним. Евфросиия прожила в монастыре 38 лет. Почувствовав приближение смерти, она позвала к себе отца, открыла ему свою тайну и мирно почила. Только после кончины Евфросиии монахи узнали, что под именем Смарагда подвизалась дева. Пафнутий раздал часть своего богатства нищим, а часть пожертвовал в монастырь, где, поселившись в келье дочери, прожил десять лет, скончался и был погребён рядом с Евфросиией. В Минологии императора Василия II Болгаробойцы (конец X – начало XI вв.) говорится, что Евфросиия прожила в монастыре 18 лет, в нестишном Прологе второй редакции – 28 лет, Леонтопольский митрополит Софроний (Евстратиадис) указывает 30 лет. Филарет (Гумилёвский) считает временем кончины Евфросиии 445 г. Помимо основного дня празднования 25 сентября в греческих церковных календарях (Синаксарь Константинопольской церкви, Минологий императора Василия II) Евфросиия поминается вместе с Пафнутием 15 февраля. Похвальное слово в честь Евфросиии было написано на греческом языке Константином Акрополитом (XIII–XIV вв.) и на латыни Петром Наталибусом (XIV в.). Впервые имя Евфросиии упоминается в Лионском Мартирологе, составленном раньше Мартиролога Флора (середина IX в.). В некоторых западных календарях имя преподобной передаётся как Евфросия (Euphrosia) или Евфрасия (Euphrasia), также существует латинский вариант – Кастиссима (Castissima). По сведениям, собранным в Acta Sanctorum, во второй половине XVII в. часть мощей Евфросиии хранилась в церкви Санто-Стефано в Болонье (Центральная Италия), часть – в Сирк-ле-Бен, на берегу реки Мозель, а глава святой и основная часть мощей – в женском монастыре св. Иоанна в Больё в Пикардии (Франция), где ещё в XVIII в. широко отмечался день памяти Евфросиии. Память Евфросиии отмечается в Типиконе Великой церкви IX–XI вв. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую редакцию студийского Синаксаря, в службе 25 сентября отмечается пение самогласной стихиры второго гласа, другие детали службы не описаны. В славянских Минеях студийской традиции XI–XIII вв. приводятся последования Евфросиии и святых мучеников Савиниана, Павла и Татты; последование Евфросиии содержит канон, цикл стихир и седален.

 



 
PR-CY.ru