ЕЛИСАВЕТА - Страница 2

Согласно Житию, от мощей святой происходило множество исцелений. В «Житиях святых подвижниц Восточной Церкви» Филарета (Гумилёвского), в «Полном Месяцеслове Востока» архиепископа Сергия (Спасского) и в комментариях к Четьим-Минеям Димитрия Ростовского Елисавета названа игуменьей монастыря святых Космы и Дамиана, построенного в Константинополе императором Юстином I (518–527 гг.) и его женой Софией. Данное указание исследователи считают ошибочным, поскольку София была супругой императора Юстина II, который и основал обитель, а Елисавета, согласно полному Житию, жила раньше этого времени. Поклонение мощам Елисаветы продолжалось до захвата Константинополя турками в 1453 г. Русские паломники Стефан Новгородец в 1348–1349 гг. и диакон Зосима в 1419–1420 гг. видели мощи Елисаветы и мученицы Фомаиды (память 13 апреля). На родине Елисаветы, во Фракии, до середины XX в. почитался чудотворный источник преподобной в Фанари (ныне Фенеркёй, близ Силиври, Турция). Память Елисаветы отмечена в Типиконе Великой церкви IX–XI вв. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память Елисаветы отсутствует, но в рукописных славянских Минеях студийской традиции (например, Исторического музея) под 24 апреля содержатся посвящённые Елисавете канон, цикл стихир и седален. Евергетидский Типикон второй половины XI в. малоазийской редакции Студийского устава указывает в день памяти Елисаветы канон, составленный гимнографом Иосифом Песнописцем (ум. в 886 г.), плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа, цикл стихир и седален. Мессинский Типикон 1131 г., представляющий афоно-итальянскую редакцию Студийского устава, упоминает Елисавету под 24 апреля без богослужебного последования. В ранних греческих редакциях Иерусалимского устава память Елисавете не указывается. В греческих изданиях богослужебных книг, с первопечатных Типиконов и до изданий настоящего времени, Елисавета упоминается под 24 апреля, в русских редакциях богослужебных книг этого же периода память Елисавете отсутствует. Последование Елисавете, содержащееся в современной греческой Минее, включает общий отпустительный тропарь преподобной жене, канон плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа, составленный гимнографом Иосифом (исследователи полагают, что этот же канон упоминается в Евергетидском Типиконе), без акростиха, ирмос, начало: «Страстей меня бурями отовсюду» (этот же канон указан в рукописной славянской Минее – Исторический музей, XII в.); цикл стихир-подобнов; седален. По греческим рукописям известен тот же, что и в современной греческой Минее, канон Елисавете, содержащий вторую песнь и дополнительные тропари в каждой песни.



 
PR-CY.ru