ЕЛИСЕЙ - Страница 2

В январе 1514 г. по инициативе Киевского митрополита Иосифа (Солтана) было установлено празднование памяти Елисея (как полагают исследователи, почитание святого носило местный характер, что косвенно подтверждается отсутствием списков Жития Елисея). Память о нём сохранялась в Лавришевском монастыре и в XVII в., после передачи его униатам. В ходе войны (по мнению исследователей, Северной войны 1700–1721 гг., во время которой в 1706 г. шведы разграбили Пинск) Лавришевский монастырь был уничтожен, братия успела скрыть мощи Елисея в земле. Обитель возродилась в 1775–1780 гг. как православная, в 1836 г. была упразднена, монастырский храм обращён в приходский. По сведениям середины – второй половины XIX в., мощи Елисея почивали под спудом. Лавришевский монастырь возродился на первоначальном месте как подворье Минского архиерейского дома по благословению Минского и Туровского епископа Митрофана (Краснопольского), который 14 июля 1913 г. освятил деревянный монастырский храм во имя пророка Елисея. В 1915 г. в результате наступления немецких войск монастырский храм сгорел, братия покинула обитель. В 1993 г. архиепископ Белостокский и Гданьский Савва (Грыцуняк; Польская православная церковь) и Новогрудский и Лидский епископ Константин (Горянов) близ современной деревни Гнесичи Новогрудского района освятили место, где стоял монастырский храм. В 1998 г. новопостроенный храм был освящён во имя Елисея, в 2007 г. при церкви был создан Свято-Елисеевский Лавришевский мужской монастырь. Памятники Елисея установлены в деревне Лавришево (1996 г.) и в Новогрудке (2007 г.). 9 августа 2000 г. в Новогрудке состоялось освящение храма во имя Елисея, ежегодно в этот день из храма в Лавришевский монастырь совершается крестный ход. Начиная с 2002 г. ежегодно накануне дня празднования памяти Елисея в Новогрудке проводятся Свято-Елисеевские чтения. Почитание Елисея подтверждено включением его имени в Собор Белорусских святых, празднование которому было установлено в 1984 г. по инициативе митрополита Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева). В составленном в середине 1980 гг. каноне всех Белорусских святых Елисей прославляется в первом тропаре шестой песни как основатель обители, собравший многих подвижников. Кроме того, есть составленный раньше, по мнению исследователей, в начале XX в. (при возобновлении Лавришевского монастыря), общий тропарь Елисею и «Лаврентию чудному». В тропаре Лаврентий назван учителем Елисея, с которым преподобный подвизался, подражая ему. Святые прославляются, в частности, за то, что они «земную славу и честь к стопам Христа повергли», что может свидетельствовать о знатном происхождении обоих. В современной Минее «Лаврентий чудный» отождествлён со святителем Лаврентием, который подвизался в Киево-Печерском монастыре и в 1182 г. стал Туровским епископом. Однако у исследователей нет сведений о том, что Лаврентий, живший намного раньше Елисея, путешествовал из Киева или Турова на север к Неману, оставался там и имел учеников. Исследователи предпочитают видеть в данном тропаре отражение представления об основании Лавришевского монастыря двумя подвижниками: Елисеем и его руководителем в иноческой жизни. В Житии Елисея его наставник не назван, в позднейшей традиции он мог отождествляться с князем Войшелком, которому приписывалось монашеское имя Лаврентий.



 
PR-CY.ru