ЕЛЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ» ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 6

27 ноября 1890 г. состоялось торжественное открытие нового трапезного корпуса обители. В приобретённом монастырём деревянном доме была устроена больница, открытие которой состоялось 26 июля 1892 г., в день памяти великомученика Пантелеимона. В начале XX в. в монастыре насчитывалось около 150 построек. С южной стороны города Елецкий монастырь имел «вид кремля или какого-то средневекового замка». Первая игуменья Иулитта обустроила ризницу и приобрела иконы и богослужебные книги на весь годовой круг. «В церкви Деисусы, образы и праздники, и Царские врата, строения Любима Шакловитого. А книги Святое Евангелие покрыто бархатом, оклад серебряной позлачен чеканкой… минея… ходатайством того монастыря игуменьи Улиты две книги». В начале XX в. в Знаменском храме у опорных столпов находились уцелевшие во время пожара 1769 г. иконы Спасителя, Божьей Матери «Знамение» и «Троеручица». По преданию, чудотворный образ Божьей Матери «Знамение» (89х60 см) был принесён на Каменную гору монахом Савватием и прежде хранился в курской Коренной пустыни. На пожертвования ельчан икона украшалась серебряной ризой с «привесками – дар усердных и благодарных богомольцев, исцелившихся от святой иконы... суть безмолвные, но красноречивые свидетельства чудотворений святой иконы». Икона Спасителя также была украшена серебряной ризой, которую в 1839 г. инокини обрели за воротами обители. Вторая найденная риза по размерам точно подошла к уцелевшей во время пожара иконе Божьей Матери «Троеручица». Она хранилась в иконостасе Знаменского придела, слева от царских врат. Как и образ Спасителя, икона Божьей Матери «Троеручица» была написана в монастыре Хиландар на Афоне. За левым столпом находилась икона Божьей Матери «Живоносный Источник» (начало XVIII в.) в серебряном окладе. На иконе вместо положенных по канону людей, страдающих неисцелимыми недугами, были изображены преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские. За правым клиросом собора находилась икона Божьей Матери «Феодоровская» в серебряном окладе; по двум сторонам арки, отделявшей храмовую часть от трапезной, – два Иверских образа Божьей Матери, размером 142х106 см каждый (первая икона прислана 20 августа 1870 г. из афонского Пантелеимонова монастыря, вторая – копия московского списка). Иконы были украшены позолоченными ризами, жемчугом и дорогими камнями. Рядом с Иверской иконой, на левой стороне, находился большой образ с изображением святых Николая Чудотворца, Тихона Задонского и Сергия Радонежского в серебряной с позолоченными венцами ризе. Икона была пожертвована послушницей Татьяной Семёновной Савковой. В почитаемую икону Страстей Господних был врезан серебряный крест с частицами мощей апостола Андрея Первозванного, архидиакона первомученика Стефана, мученика Иоанна Воина, князя Александра Невского, Алексия, человека Божия, царевича Димитрия. В соборе находилось также две иконы Николая Чудотворца. Первая – древний образ (84х53 см), известный под именем «Николы Можайского», расколотый пополам, позднее соединённый и украшенный серебряной ризой. Вторая икона (1х0,71 м) после пожара долгое время оставалась потемневшей, в 1860 гг. была реставрирована и также украшена ризой.

 



 
PR-CY.ru