ЕЛЕЦКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 3

Передача иконы в соборную на то время церковь Ельца представляется исследователям логичной. Однако уже в конце 1840 – начале 1850 гг. в связи со строительством нового Вознесенского собора храм XVIII в. разобрали, т.е. местонахождение иконы в период до окончания строительства нового собора (около 40 лет) исследователям неясно. Поскольку старый собор показан на плане Ельца 1849 г. без колокольни и трапезной, по мнению исследователей, его храмовую часть окончательно разобрали после 1855 г., когда освятили престолы в трапезной нового собора, занявшего место колокольни и трапезной старой Вознесенской церкви. Исследователи полагают, что тогда же в новый собор перенесли всю утварь и иконы из старой церкви. Ежегодно 8 июля в память чудесного избавления от войск Темир-Аксака совершался крестный ход из Вознесенского собора в церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери в селе Талица, но незадолго до 1899 г. он был отменён (по некоторым сведениям, в связи с тем, что жители Талицы намеревались оставить икону у себя) «и вместо онаго установлен ход в Елецкую кладбищенскую Казанскую церковь». На 8 июля приходится также празднование Казанской иконы Божьей Матери. По мнению исследователей, совпадение дат привело к подмене Елецкой иконы Казанской, которая в XIX в. находилась «в соборном же Вознесенском храме… в особом киоте за правым клиросом; перед нею теплятся лампады» (фотография конца 1880 или 1890 гг.; фотоархив Института истории материальной культуры Российской Академии Наук). Однако в XIX в. именно эту икону связывали с образом из Талицы, перенесённым в Елец в 1395 г., что, по мнению исследователей, невозможно, поскольку явление Казанской иконы произошло спустя почти два столетия, в 1579 г. В Талице был храм в честь Казанской иконы Божьей Матери. Сооружение деревянного храма исследователи относят ко времени около 1638 г. (дата фигурирует в надписи на напрестольном Евангелии, вложенном в храм царём Михаилом Фёдоровичем), каменного – к 1760 гг. Согласно метрике Вознесенского собора 1887 г. из Отдела рукописей Института истории материальной культуры Российской Академии Наук, «на прежней сребропозлащённой ризе, которою обложен был сей образ, вырезана на серебряной с чернью дощечке следующая надпись: “Сей образ Божией Матери изволением Божиим спасён от нашествия Темир-Аксака в 1395 году из острога Талицы и перенесён в церковь г. Ельца”». Икона с подобной табличкой исследователями не выявлена, на фотографии XIX в. с интерьером Вознесенского собора видно, что Казанская икона украшена ризой, соответствующей иконографии образа; исследователям не известно, была ли эта табличка на данной иконе.

 



 
PR-CY.ru