ЕЛЕЦКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 2

Однако здесь же в противоречие сказанному приведены разной иконографии литографические изображения обеих икон, входившие в гравированные своды чудотворных икон Богородицы, которые создавались со второй половины XVIII в. В этом же сборнике даны неверные, по мнению исследователей, сведения, повторявшиеся в изданиях с конца XIX в., о местонахождении Елецкой иконы в Ельце в соборной церкви в честь Смоленской иконы Божьей Матери – храма с таким освящением в городе не было. Мнение о связи двух икон исследователи могут рассматривать, поскольку разделение образов по иконографии и датам празднования зафиксировано позднее в сравнении с легендарной датой их явления. Исследователям известно, что в 1146 г., когда Елец впервые упоминается в Никоновской летописи, он являлся центром удела Черниговского княжества и входил в состав Черниговской епархии. Дата празднования, установленная Елецкой иконе (11 января), соотносится с датой появления в XVII в. Елецкой Черниговской иконы в черниговском Успенском монастыре. «Скарбница...» сообщает: «Пресвятой Богородицы власный образ на дереве еловом близко Чернигова найденный; с Чернигова в Москву под час войны есть перенесенный, поскольку теперь в Чернигове той образ не находится». В период сбора сведений о черниговской иконе архимандриту Иоанникию докладывали о том, что «в Москве… в России Великой образы такие продают». В 1676 г. братья Никита и Матфей Козелы привезли из Владимира-на-Клязьме в Чернигов на ярмарку перед Богоявлением образ, известный как Елецкий, житель Чернигова Константин Мезопета купил эту икону и 11 января того же года подарил её монастырю. После перенесения из Талицы Елецкая икона находилась в елецком во имя Святой Троицы монастыре до пожара 1768 г. После перевода обители в Тамбовскую губернию, в город Лебедянь, образ, спасённый от пожара, был поставлен в соборной церкви Ельца. Иеромонах Геронтий, ссылаясь на указ Воронежской духовной консистории от 24 сентября 1775 г. об упразднении елецкого Троицкого монастыря, сообщает, что «иконостас из ветхой Троицкой монастырской церкви велено было взять: часть в градскую соборную Вознесенскую, а другую – в Христорождественскую Елецкую церковь». А.К. Воскресенский дополняет, что «главная святыня монастыря с того времени и поныне украшает собой соборную церковь». Сообщение А.К. Воскресенского исследователи считают не вполне корректным, т.к. при передаче «части иконостаса» речь шла не о современном автору Вознесенском соборе, построенном в 1845–1889 гг., а о старой Вознесенской церкви, возведённой в камне в 1746 г. и получившей статус соборной в 1772 г.

 



 
PR-CY.ru