ЕВФРОСИНИЯ Полоцкая - Страница 2

Согласно Житию, Евфросиния Полоцкая была «лепа лицем», умна, многие женихи добивались её руки. Однако, утвердившись во мнении о бренности земной жизни, святая в 12 лет решила оставить «красоту и славу мира сего» и посвятить себя служению Богу. Около 1116 г., когда умер её дядя князь Роман Всеславич, а его вдова стала настоятельницей женского монастыря, Предслава умолила игуменью постричь её в монашество. Княжна получила в иночестве имя в честь преподобной Евфросинии Александрийской. С детства Предслава любила учение, много читала, особенно Священное Писание, усвоила навыки каллиграфического письма. С разрешения Полоцкого епископа Илии княжна-инокиня поселилась в келье возле полоцкого Софийского собора, имевшего богатую библиотеку. Евфросиния Полоцкая переписывала книги по заказам горожан, вырученные деньги раздавала нищим. Однажды во сне ей явился ангел и указал новое место для подвигов – загородное Сельцо, подворье Полоцких епископов, с деревянной церковью Спасителя. Епископ Илия, получивший такое же откровение свыше, благословил создание в Сельце полоцкого Евфросиниева женского монастыря и назначил Евфросинию его игуменьей. Свидетелями этого акта явились Полоцкий князь Рогволод (Борис) Всеславич, отец Евфросинии князь Святослав Всеславич, бояре и «честные мужи». Незыблемость монастырского владения была подтверждена грамотой епископа: «Се отдаваю Еуфросинии место святого Спаса при вас, да по моем животе никто же не посудит моего даяния». Евфросиния основала женский монастырь в 1127–1128 гг., поскольку в этот короткий период князь Борис Всеславич сидел на полоцком столе. Почти сразу же после основания обители при ней открылась школа для девочек, в которой, в частности, обучалась младшая сестра Евфросинии Городислава, принявшая в обители постриг с именем Евдокия. Затем в монастырь пришла двоюродная сестра Евфросинии княжна Звенислава Борисовна, принявшая здесь иночество с именем Евпраксия (княжны приняли монашество вопреки воле родителей). Евфросиния, Евдокия и Евпраксия были в числе первых насельниц Спасского монастыря. Позднее к ним присоединились племянницы Евфросинии Кироанна (в иночестве Агафия) и Ольга (в иночестве Евфимия), в монастырь также поступали многие жительницы Полоцка и окрестностей. Насельницы жили «яко едина душа» и выражали «едину мысль в молитвах к Богу». Евфросиния учила монахинь терпению и воздержанию, душевной чистоте и смирению. В Житии приведены два фрагмента поучений полоцкой игуменьи. Их основной темой является преображение внутреннего человека ради приближения к Богу: «Нивы ваша во едину меру стоят, не растуще, ни поступающе горе, а год приспевает во свершение... Потьщитеся, чада моя... сотворитеся пьшенице и смелетеси в жерновах смирением, и молитвами, и постом, да хлеб чист принесетеся на трапезу Христову». Икона Преображения Господня наряду с поясным образом Спасителя помещалась на печатях Евфросинии Полоцкой (известны фрагменты трёх вариантов печатей святой, два обломка печатей были найдены на Городище (княжеская резиденция) в Новгороде, что свидетельствует о контактах Евфросинии Полоцкой с новгородскими князьями).

 



 
PR-CY.ru