ЕВПРАКСИЯ ВСЕВОЛОДОВНА - Страница 3

В то время как Конрад сумел добиться военных успехов и был даже коронован как итальянский король, Евпраксия-Адельгейда прибыла в Каноссу, где была встречена папой Урбаном II как императрица, торжественно и с почестями. Здесь она получила известие от Конрада, настоятельно предлагавшего мачехе подать на церковный собор в Констанце грамоту с жалобой на мужа, чтобы таким образом оповестить всю Германию о постыдных деяниях императора Генриха IV. Собор в Констанце (герцогство Швабия) состоялся в апреле 1094 г. На нём читалась и обсуждалась грамота с жалобой Евпраксии на унижения, которым её подвергал муж. После Собора в Констанце папа Урбан II предложил ей выступить с теми же разоблачениями на предстоящем общеитальянском Соборе в Пьяченце 1 марта 1095 г. В то время позор за обнародование подробностей сексуального насилия ложился не только на насильника, но и на его жертву. Публичное выступление жены против мужа было равнозначно гражданскому самоубийству, так что (чтобы подняться над этими предрассудками) нужно было обладать незаурядным мужеством. Евпраксия им обладала. После подробных рассказов о сексуальных извращениях мужа, она была освобождена Собором от всякого наказания, ибо «к греху, в котором она покаялась добровольно и публично, её принуждали тяжелейшим насилием». Разоблачения Евпраксии оказались сокрушительным ударом по престижу императора, которым воспользовались для своего возвышения Конрад и маркграфиня тосканская Матильда. Евпраксия же после окончания Собора к бурной дворцовой жизни не вернулась. Почти два года она прожила в Италии. Получив известия с родины (там умер её отец, а в битве при Стугне 1096 г. погиб брат Ростислав Всеволодович), она в 1097 г. переехала из Италии в Венгрию к тётке, Анастасии Ярославне, а от неё перебралась домой, в Киев, где поселилась в доме матери. Там она получила известие о том, что её мучитель, Генрих IV, умер 7 августа 1106 г. Это дало Евпраксии моральное основание 6 декабря 1106 г. постричься в монахини в Андреевском монастыре, получившем по имени её сестры Янки (основательницы монастыря) имя Янчиного. Не прожив в монастыре и трёх лет, Евпраксия умерла 16 июля 1109 г. в Киеве на 38-м году жизни. Тело её погребли в Киевском Печерском монастыре, возведя позже над её могилой часовню. Эхо общеевропейского скандала, спровоцированного выступлениями Евпраксии, в конце концов, достигло и Руси. Поступок Евпраксии, решившейся вынести подробности семейной жизни на всеобщее обсуждение, вызвал, как ни странно, осуждение у русского духовенства; в русских былинах и легендах, где к имени Евпраксии (простонародное имя Апракса) прочно прикрепился эпитет «волочайка» (потаскуха). Историческая справедливость не вяжется с «очернением» Евпраксии. Она требует охарактеризовать её как независимую личность, отстаивавшую собственную линию поведения. Лишь в XXI в. судьба Евпраксии стала сюжетом исторического романа Михаила Григорьевича Казовского «Месть Адельгейды» (М., 2005 г. ).



 
PR-CY.ru