ЕВПРАКСИЯ Тавеннисийская - Страница 2

Игуменья и сёстры горько плакали, не желая расставаться с Евпраксией. Сама же она, узнав о видении, плакала о том, что не готова для перехода в вечность, и просила игуменью умолить Господа оставить ей жизнь хотя бы на один год для покаяния. Игуменья утешала Евпраксию и говорила, что Господь удостоит её Своей великой милости. Внезапно Евпраксия почувствовала себя плохо и, разболевшись, вскоре мирно скончалась в возрасте тридцати лет. На могиле подвижницы совершалось множество чудес: одержимые избавлялись от бесов, больные исцелялись. Житие на греческом языке, написанное, как полагают исследователи, современником Евпраксии, было опубликовано болландистами в конце XVII в. Существуют, по крайней мере, ещё два анонимных греческих Жития Евпраксии: сокращённое в Императорском Минологии («Царской Минее») 1034–1041 гг., изданном Василием Васильевичем Латышевым в начале XX в., и более полное неопубликованное, в котором подробно рассказывается о семье Евпраксии и её жизни в монастыре. Кроме того, рукопись XIV в., описанная Франсуа Жозефом Мари Алькеном, содержит сказание о Евпраксии, которое представляет собой расширенную переработку первого и второго Житий. На латинском языке также сохранилось несколько Житий преподобной, одно из которых было издано Г. Росвейде в сборнике «Vitae Patrum» в 1615 г. Коптская версия Жития сохранилась фрагментарно. В период иконоборческих споров Житие Евпраксии активно использовалось полемистами. Эпизод, в котором Евпраксия припадает к образу Христа, встречается у Иоанна Дамаскина и в неопубликованном флорилегии М, восходящем к оригиналу середины VIII в. Иосиф Песнописец (ум. в 886 г.) написал канон Евпраксии и св. Олимпиаде, поминаемой в тот же день. Византийский историк XII в. Иоанн Зонара составил Похвальное слово св. Евпраксии, сохранившееся в ряде афонских рукописей. Греческая церковь отмечает день памяти Евпраксии 25 июля, хотя в ряде рукописей Синаксаря Константинопольской церкви (конец X в.) он обозначен под 24 июля. В монофизитских календарях память преподобной находится под разными числами: в Арабо-яковитском Александрийском Синаксаре (XIII–XIV вв.) 26 числа месяца бармахат (22 марта); в двух Сирийских минологиях XIII и XVI вв., изданных Ф. Но, – 25 июля; в сирийском мартирологе Раббана Слиба (конец XIII – начало XIV вв.) – 29 июля вместе с Иларией; в Эфиопском стишном синаксаре (XV в.) – 26 июля. В латинских мартирологах (Узуарда, Цезаря Барония и др.) Евпраксия чаще всего упоминается под 13 марта, её имя передано как Евфрасия (лат. Eufrasia). Такая форма имени, равно как и другой день памяти, появилась из-за ошибочного отождествления Евпраксии с мученицей Евфрасией Никомедийской в Мартирологе Иеронима Стридонского (первая половина V в.). В календаре Русской православной церкви Евпраксия именуется Тавенской (Тавеннисской) по названию местности Тавенниси в Египте, где находилось множество мужских и женских монастырей, однако в Житии святой нет указаний, что она подвизалась именно в этом месте. Греческая служба преподобной Евпраксии была составлена во второй половине XIX в. игуменьей монастыря во имя Евпраксии на острове Докос (один из Саронических островов, к западу от острова Идра) и впервые издана в Афинах в 1874 г.



 
PR-CY.ru