ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ГЕРМАНИИ - Страница 4

В 1960–1970 гг. повсеместно в Европе прошли массовые студенческие волнения. В ФРГ молодёжь протестовала против консервативной модели развития страны, построенной на гегемонии ХДС и ХСС, на антикоммунизме и клерикализме, на приверженности рыночной либеральной модели, а также против патриархальных моральных устоев, главной блюстительницей которых была церковь. В 1965 г. появился «Восточный меморандум» (Ostdenkschrift) Евангелической Церкви Германии. В нём звучали призывы отказаться от бывших немецких востчных территорий, относившихся к Польше, по существу, признавались установившиеся после войны границы по Одеру-Нейсе. Тем самым Евангелическая Церковь Германии способствовала «новой восточной политике» федерального канцлера ФРГ Вилли Брандта, возглавлявшего Социал-демократическую партию Германии и выступавшего за установление добрососедских отношений с народами государств Восточной Европы, прежде всего с народами Польши и СССР. В конце 1970 гг. разгорелись споры о нейтронном оружии. В кругах Евангелической Церкви Германии поддержали мирные инициативы. С середины 1980 гг. чаще звучал лозунг «За мир без оружия», проводились «недели мира». Евангелический конгресс в Гамбурге в 1981 г. был важным событием в движении за мир. Некоторые протестанты заговорили о возможном союзе пацифистов, христиан и коммунистов против гонки вооружений и фашизма. «Восточный меморандум» вызвал неоднозначную реакцию в обществе: был поднят вопрос о пределах вмешательства церквей в социально-политические проблемы. Ответом на это стал меморандум Совета Евангелической Церкви Германии 1970 г. «Задачи и границы церковной позиции по общественным вопросам» («Aufgaben und Grenzen kirchlicher Äuserungen zu gesellschaftlichen Fragen»). Высказывая озабоченность социально-политическими и правовыми проблемами в обществе, церковь настаивала на взаимном, партнёрском диалоге с общественными силами по их решению. При этом давалось теологическое обоснование возможности и необходимости такой кооперации, в частности, при соблюдении политической этики. В меморандуме Евангелической Церкви Германии «Евангелическая церковь и свободная демократия» (1985 г.) говорилось, что демократия как форма государственного устройства наиболее соответствует свободе христианской веры, подчёркивалось, что евангелическая церковь должна исходить из принципа ответственности перед Богом в осуществлении мирских дел, в том числе это относится и к политической деятельности. Несмотря на разделение Германии, первоначально Евангелическая Церковь Германии оставалась союзом евангелических земельных церквей обоих немецких государств – ГДР и ФРГ. Позднее, с момента возведения Берлинской стены в 1961 г., возникли организационные проблемы, стала отличаться повседневная деятельность евангелических церквей в обеих частях Германии. В результате в 1969 г. в ГДР был создан Союз евангелических церквей в ГДР (Bund der Evangelischen Kirchen in der DDR), который объединял восемь земельных церквей. После воссоединения немецких государств (1990 г.) Союз евангелических церквей в ГДР вновь вошёл в состав Евангелической Церкви Германии.

 



 
PR-CY.ru