ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ГЕРМАНИИ - Страница 3

В конституцию Евангелической Церкви Германии было включено положение о признании евангелической церковью своей вины и миссионерской ответственности по отношению к народу Израиля. После войны вышло большое количество заявлений Евангелической Церкви Германии против антисемитизма («Вина перед Израилем» (Schuld an Israel) в апреле 1950, в 1960, в 1975, в 1980 гг. «Рейнское синодальное заявление» и др.). В 1940–1950 гг. в Евангелической Церкви Германии проходили многочисленные дебаты о ремилитаризации Германии, об атомном оружии, о вступлении в НАТО, о строительстве новых Вооружённых Сил ФРГ – бундесвера, о фашизме, о капитализме и социализме в обоих немецких государствах. М. Нимёллер, Г. Хайнеман и К. Барт дистанцировались от политической привязанности ФРГ к западному военно-политическому блоку, для которого традиционными оставались старые враги – коммунисты и Советский Союз. Поддержка ремилитаризации Германии мотивировалась необходимостью защитить страну от «безбожного большевизма». Президент Синода Евангелической Церкви Германии (1949–1955 гг.) Г. Хайнеман считал, что внешняя политика К. Аденауэра отодвигает воссоединение Германии в отдалённое будущее, и выступал против гонки вооружений. Руководитель отдела внешних сношений Евангелической Церкви Германии в конце 1949 г. М. Нимёллер предлагал осуществить воссоединение Германии под контролем ООН. Проблему воссоединения Германии связывали с проблемой мирного сосуществования. С конца 1960 гг. обе эти проблемы стали рассматривать отдельно. Противоречия внутри Евангелической Церкви Германии вновь обострились в связи с войной (1950–1953 гг.) в Корее и намерением Правительства ФРГ послать туда войска. Большинство клира (Т. Вурм, Х. Лилье и др.) было готово поддержать милитаризацию, меньшинство (К. Барт, М. Нимёллер, Г. Хайнеман) выступало против. Заявление лютеран в феврале 1952 г. «Вклад в вооружение и христианская совесть» (Wehrbeitrag und christliches Gewissen), поддержанное большинством земельных епископов, опиралось на учение Мартина Лютера о двух царствах. В заявлении утверждалось, что в мирской сфере действуют политические и военные средства. Для защиты права и мира, подчёркивалось в документе, военные рычаги власти вполне законны, но при этом необходимо противостоять духу ненависти и мести в Вооружённых Силах. В Бонне заявление восприняли как согласие со своей политикой. В 1956 г. Синод Евангелической Церкви Германии заключил договор с Правительством ФРГ о создании военно-церковной службы. В конце 1950 гг. в спорах о ядерном оружии протестанты вновь оказались разделёнными на противоположные партии. К. Барт, М. Нимёллер, их соратник по Исповедующей церкви Хельмут Гольвитцер и другие были против ядерного вооружения. Но многие протестанты, особенно члены ХДС, выступали за атомную бомбу как за инструмент защиты западного порядка, оружие против Антихриста. В 1959 г. были опубликованы результаты деятельности специальной комиссии по атомному вооружению, так называемые Гейдельбергские тезисы Евангелической Церкви Германии. В них говорилось, что церковь должна или отказываться от поддержки гонки вооружений, или сделать попытку с помощью атомного оружия обеспечить мир и свободу (имелась в виду готовность противостоять Советскому Союзу).

 



 
PR-CY.ru