ЕВАНГЕЛИСТЫ - Страница 7

Вместо тетраморфов могут изображаться полуфигуры символических животных в ряд, так изображены символы евангелистов на нижних полях двух листов канонов (например, в Евангелии XIV в.). Изображения евангелистов и их символов появляются в самых ранних сохранившихся произведениях Древней Руси. В соответствии с византийской программой храмовой декорации образы сидящих за столиками и пишущих евангелистов были помещены в парусах Софийского собора в Киеве (1040 гг.). В Спасо-Преображенском соборе Евфросиниева монастыря в Полоцке (1160 гг.) евангелисты представлены в разных позах: Иоанн, запрокинув голову, смотрит вверх, указывая правой рукой в небеса. Портретные миниатюры евангелистов с их символами есть в древнейших русских рукописях – Остромировом (Российская национальная библиотека, 1056/1057 г., Киев) и Мстиславовом (Исторический музей, начало XII в., Новгород) Евангелиях. Следуя византийской традиции, русские иконописцы Галицко-Волынской Руси, Новгорода, Твери, Ростова использовали принятые иконографические схемы, а также применяли сложные композиционные решения (например, парный портрет Луки и Марка – Спасское Евангелие, Ярославль, Ярославский музей). Типичным для русского искусства стало изображение евангелистов на створках царских врат, а также в деисусных чинах иконостасов (Кирилловский иконостас, 1497 г., Псковский музей). В произведениях XIV–XV вв. отразились тесные связи русского искусства с искусством Балкан. В новгородских рукописях и фресках, тверских иконах XIV–XV вв. появились изображения евангелистов с персонификациями Божественной Премудрости (роспись церкви Успения Богородицы на Волотовом поле в Великом Новгороде (1380 гг.); миниатюры из Евангелия Российской национальной библиотеки; фрагмент царских врат из Твери, вторая половина XV в., музей Андрея Рублёва). В XVI в. в Пскове была создана икона «Евангелист Лука пишет икону Богоматери» (Псковский музей). К началу XV в. относятся две московские роскошные рукописи с образами евангелистов на отдельных листах и их символами (Евангелие Хитрово – Российская государственная библиотека, около 1400 г.; Евангелие Успенского собора Московского Кремля – музеи Московского Кремля, первая четверть XV в.) и рукопись, украшенная композицией «Maestas Domini» (Андрониково Евангелие – Исторический музей, первая четверть XV в.), в иконографической программе которых отразились палеологовские тенденции. В это же время в русском искусстве появилась композиция «Спас в силах», в которой символы евангелистов изображены в углах красного ромба. Евангелисты и их символы могут помещаться также на драгоценных окладах Евангелий (оклад Евангелия Хитрово, Евангелия из Успенского собора Московского Кремля). В конце XVI в. в росписях храмов вместо евангелистов иногда изображались только их символы (Смоленский собор Новодевичьего монастыря, церковь Святой Троицы в Вязёмах).



 
PR-CY.ru