ЕВАНГЕЛИСТЫ - Страница 6

В иконографии Луки нашло отражение предание о том, что им были написаны первые иконы Богоматери. В палеологовское время в монументальной живописи, в миниатюрах и на иконах встречаются изображения Луки, пишущего икону Богоматери. Лука представлен сидящим, но вместо пюпитра перед ним мольберт с иконой Богоматери, вместо чернильницы – краски, в руке кисть: фреска церкви Рождества Богородицы монастыря Матейче, Македония (1355–1360 гг.); миниатюры из Лекционария (конец XIV – начало XV вв.) и Евангелий монастыря Иоанна Богослова на Патмосе (например, 1427 г.); икона Доменико Теотокопулоса (Эль Греко; 1560–1567 гг., Музей Бенаки, Афины). Евангелисты изображаются также со своими учителями: Марк – с апостолом Петром, Лука – с апостолом Павлом (Российская национальная библиотека) – или с персонификацией Божественной Премудрости в образе девы, что должно свидетельствовать о богодухновенности их текстов. Этот античный мотив, напоминающий о поэте и музе, получил распространение в балканском искусстве в палеологовский период. Евангелисты с персонификациями Премудрости Божьей (иногда присутствует соответствующая надпись, 1354–1375 гг.) чаще встречаются в монументальной живописи: церковь Богородицы Левишки в Призрене, Сербия (1310–1313 гг.); церковь великомученика Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317 г.); церковь Вознесения в монастыре Раваница, Сербия (около 1387 г.), а также на иконах и на миниатюрах. Благословение на труд евангелисты могут получать непосредственно от Христа. Такова миниатюра из Ванского Евангелия (конец XII в.), на которой представлен стоящий и благословляющий обеими руками Христос, по сторонам Которого склонились в молитвенных позах евангелисты. Иконография этой сцены (аналогичная, XI в.) соответствует композиции «Отослание апостолов на проповедь». Распространённые в раннехристанский период изображения символов евангелистов в византийском искусстве чаще встречались в композиции «Maestas Domini»: на миниатюре из Евангелия (XII в.); на двусторонней иконе около 1395 г. из Поганова (Национальная художественная галерея, София). Символы включались также в миниатюры с евангелистами (Исторический музей, вторая половина XII в.: над Марком, согласно системе отождествлений, принятой Афанасием Александрийским, – телец) или помещались на фоне рядом с заставкой и началом текста (1113 г. – телец перед Лукой). В палеологовскую эпоху символы и тетраморфы стали изображаться отдельно от фигур евангелистов (начало XIV в.). Тетраморфы встречаются в различных контекстах, в том числе в композиции «Небесная литургия» (фрески церкви архангела Михаила в Леснове, Македония, 1346–1349 гг.) и в различных системах отождествления с евангелистами, например, по Иринею Лионскому, рядом с орлом – Марк (XIV в.), рядом со львом – Иоанн.

 



 
PR-CY.ru