ЕВАНГЕЛИСТЫ - Страница 4

В послеиконоборческий период в византийском искусстве широкое распространение получили изображения евангелистов, пишущих Евангелия. Этот иконографический тип, сложившийся в раннехристианском искусстве, восходит к античным портретам поэтов, ораторов и философов, обдумывающих и пишущих свои произведения или вдохновляемых музами. Чаще всего евангелисты изображались сидящими перед столами с письменными принадлежностями или пюпитрами, с книгами и свитками, размышляющими над текстом, читающими или записывающими. К X в. было выработано несколько устойчивых вариантов изображения сидящих евангелистов. Традиционностью отличается и иконография их обликов: Иоанн и Матфей – седовласые старцы, Марк и Лука – мужи средних лет с короткими тёмными волосами и бородой, Лука иногда с гуменцом (тонзурой). Реже встречаются фигуры стоящих евангелистов с раскрытой книгой или со свитком в руках (третья четверть X в.). Такие портретные миниатюры евангелистов известны с VI в. В Евангелии Раввулы на листах с таблицами канонов евангелисты представлены двумя типами портретов: сидящие евангелисты – один пишет в свитке, другой размышляет над лежащим на коленях раскрытым кодексом, указывая правой рукой вверх; стоящие евангелисты с закрытыми кодексами в руках. В Евангелии из Россано Марк представлен сидящим в кресле перед благословляющей его труд женской фигурой (персонификацией Божественной Премудрости?). Сложившиеся в послеиконоборческий период основные типы композиций с портретами евангелистов отличаются позами последних, числом персонажей, количеством предметов обстановки и характером фона (фоны без архитектурных кулис, архитектурные или пейзажные фоны, например, изображения Иоанна на острове Патмос). Наиболее распространённой является иконография сидящих евангелистов, реже встречаются фигуры стоящих евангелистов (например, Четвероевангелие из библиотеки Принстонского университета, вторая половина IX в.). В системе декорации крестово-купольного храма изображения евангелистов помещали в парусах под куполом, что символизирует распространение евангельского учения на все стороны света. Иконы евангелистов могли входить в состав деисусного ряда темплона (около 1360 г., монастырь Хиландар на Афоне). Один из ярких примеров воплощения в византийском искусстве классических традиций – портретные миниатюры евангелистов в Четвероевангелии из монастыря Ставроникита на Афоне (X в.). Евангелисты представлены на фоне архитектурного с элементами пейзажа задника – разнообразных массивных античных построек, акцентирующих глубину пространства. Фигуры Матфея и Иоанна развёрнуты влево, Марка и Луки – вправо. Евангелисты сидят в свободных позах на табуретах с подушками, ногами опираясь на подножия, перед столиками с письменными принадлежностями и пюпитрами, на которых лежат книги. Матфей глубоко задумался перед раскрытой книгой, приложив палец к углу рта; Марк держит стило, готовый писать, но пока его рука покоится на колене; Лука окунает стило в чернильницу, раскрытый для письма кодекс лежит на коленях, через закрытую книгу на пюпитре перекинут длинный свиток, его конец находится на полу; Иоанн со свёрнутым свитком в левой руке сосредоточенно размышляет перед раскрытой на пюпитре книгой, прижав палец к губам, около пюпитра – коробка со свитками. На столах – чернильницы, прозрачные сосуды с чёрными и красными чернилами, циркули.

 



 
PR-CY.ru