ЕВАНГЕЛИАРИЙ, Евангелистарий - Страница 2

Только в XII в. появляется собственно Евангелиарий, который является строго литургической книгой, и где перикопы полностью независимы от повествовательной хронологии Евангелия и привязаны к событиям литургического года. Ближе к концу Средневековья Евангелиарии вышли из употребления по причине развития другой богослужебной литературы, объединившей в себе различные типы текстов: Миссалы на Западе и разнообразные Служебники и Типиконы на Востоке. В ходе литургической реформы в католической церкви середины XX в. отдельный сборник библейских литургических чтений был возрождён и стал именоваться Лекционарием (Евангелиарий стал его составной частью). Для новозаветной текстологии Евангелиарии имели небольшое значение, поскольку ко временам, когда различные отрывки Евангелия начали собираться в виде богослужебных книг, уже существовали различные семьи новозаветных текстов. Евангелиарии конкретной поместной церкви просто воспроизводили тот перевод Евангелия, который уже был принят в этой церкви. Принципы украшения сборников евангельских тестов не отличались от таковых для религиозных рукописей другого назначения. На Западе значительного уровня достигло искусство иллюстрации в Евангелистариях оттоновского периода, среди которых Кодекс Эгберта, Книга перикоп Генриха II, хотя известны многие украшенные Евангелистарии другого времени, как, например, каролингский Евангелистарий Годескалька. От Византии также сохранилось значительное количество иллюстрированных манускриптов Евангелистариев. Особенно выросло их количество со второй половины XI – первой половины XII вв. Среди них исследователи отмечают Лекционарий из афонского монастыря Дионисиата, Лекционарий 120, Евангелистарий из Исторического музея в Москве. Одновременно иллюстративные традиции византийских Евангелистариев повлияли на росписи в религиозной архитектуре, где при выборе тем для отделки использовалась иконография, которая отвечала иллюстрациям к евангельскому тексту в день, связанный с тем, в честь чего освящался храм или его придел. В современной практике католической церкви Евангелиарий используется для третьего (евангельского) чтения Литургии Слова. Евангельское чтение – главное среди библейских, поэтому оно сопровождается благоговейным отношением, во время евангельского чтения верующие стоят. Вынос Евангелиария также торжественен – он выносится на амвон в сопровождении свечей, перед чтением часто совершается каждение, читает Евангелие священник или дьякон, обязательно целование Евангелиария после чтения. Евангелиарий используется также во время процессий и в ходе богослужения таинства священства. В случае отсутствия Евангелиария евангельское чтение этого дня читается из Лекционария или Библии, при этом описанные выше знаки почитания остаются в силе.



 
PR-CY.ru