ЕВФИМИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 6

Перестройка собора Евфимиева монастыря была связана с общерусским прославлением Евфимия на Московском Соборе 1549 г. и с желанием возвести посвящённый ему придел, выделенный в отдельный объём. Это соответствовало новому направлению в храмостроительстве середины – второй половины XVI в., когда в русле общей тенденции к созданию многопрестольных соборов формируются разные варианты многопридельных композиций. Всё это позволяет исследователям датировать собор Евфимиева монастыря в границах 1550–1560 гг. Как полагают исследователи, он был построен после церкви-колокольни Рождества Иоанна Предтечи, датирующейся 1550 гг., т.к. деревянный переход (на который указывает портал дверного проёма во втором ярусе колокольни) мог соединять её только с собором, у которого были двухэтажные паперти: это мог быть собор первой четверти XVI в. С мая по октябрь 1689 г. Преображенский собор был расписан артелью из девяти костромских мастеров во главе с Гурием Никитыным (Кинешемцевым). Эта последняя, в том числе документально доказанная, работа выдающегося русского мастера была скрыта под записью XIX в. Работы по раскрытию первоначальной живописи (1968–1972, 1985–2000 гг.) проводились под руководством Александра Петровича Некрасова сотрудниками Владимирспецреставрации. Стенопись собора по составу циклов близка к росписи Троицкого собора Ипатиевского монастыря в Костроме, в подписании которого также участвовала артель Гурия Никитина. В традиционную программу декорации верхней зоны включено «Отечество», на парусах и люнетах изображены двунадесятые праздники. Центральную зону алтаря занимает композиция «О Тебе радуется». Основной объём росписи, расположенной на стенах собора в четыре яруса, посвящён Спасителю: два верхних яруса – земной жизни Спасителя, чудесам и притчам, третий ярус – Страстному циклу, четвёртый включает деяния апостолов (всего сто композиций). Над нижним орнаментальным поясом по южной, западной и северной стенам проходит «летопись» вязью, в которой упоминаются святители митрополит Суздальский и Юрьевский Иларион и митрополит Сибирский и Тобольский Павел, погребённый в монастыре. На северной стене помещён редкий сюжет «Суд великого князя Василия III над Максимом Греком» (?). Среди изображений святых на столпах собора – русские цари Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич. При входе в собор слева от южного портала изображён основатель монастыря Евфимий, над порталом на сводах галереи – «Древо Иессеево». Сохранились росписи (часть под записью XIX в.) придела Евфимия, основной темой которых стало Житие святого. Среди житийных сцен изображено начало строительства монастыря, где Евфимий представлен при возведении стен с планом монастыря в руках, особое место отведено циклу посмертных чудес святого, занимающему третий ярус росписи придела. Цветовая гамма росписи XVII в. построена на гармоничном сочетании бирюзовых, малиновых и золотистых тонов. Сложные многофигурные композиции с обилием деталей не утратили монументальности и ясности и выполнены на высочайшем уровне мастерства.

 



 
PR-CY.ru