ЕФРЕМ - Страница 3

По мнению С.П. Розанова, сохранившаяся редакция службы является её третьей переделкой, при которой к службе Авраамию были добавлены молитвенные обращения к Ефрему. В одном из списков службы в Трефологии XVI в. (Российская государственная библиотека) Ефрем назван только в заглавии: «Память преподобных архимандрит смоленских Авраамия и Ефремиа»; исследователи полагают, что протограф этого списка отражал начальный момент почитания Ефрема (сан архимандрита у Авраамия и Ефрема, по мнению исследователей – анахронизм). На Соборе 1549 г. Авраамий был канонизирован к общецерковному почитанию. Между тем в XVII в. есть свидетельства общерусского почитания Ефрема. В «Палинодии» Захарии (Копыстенского) под 21 августа записаны «преподобнии отци Аврамий, архимандрит смоленский, и ученик его Ефрем... новыи чудотворцы» (Историческая библиотека). Святые названы в составленном в середине 1650 гг. келарем Троице-Сергиева монастыря Симоном (Азарьиным) Месяцеслове, где также под 21 августа записана память «Аврамия архимарита и ученика его Ефрема, иже в Смоленске граде». Канонизация Ефрема к общецерковному почитанию совершилась включением его имени в Собор Смоленских святых, празднование которому было установлено в 1984 г. по инициативе Смоленского и Вяземского архиепископа Феодосия (Процюка). Русские иконописные подлинники XVII–XIX вв. указывают память святого под 21 августа, в день преставления Авраамия Смоленского. Они сходятся в описаниях изображения Ефрема: его облик может быть уподоблён облику Антония Римлянина («Сед, аки Антоний Римлянин, иже в Новегороде, и всем подобием») или при подобии Антонию Римлянину святой мог изображаться как Савва Освященный («Преподобный Ефрем Смоленский чудотворец, в схиме, сед, брада Антония Римлянина Новгородского, ризы преподобническия, а инде пишет аки Савва Освященный»). Одно из ранних изображений Ефрема было на миниатюре в рукописи XVII в. из Смоленской духовной семинарии. Ефрем и его наставник Авраамий представлены напротив друг друга в предстоянии Спасителю, изображённому в облачном окружении вверху листа. Святые облачены в монашеские одежды (мантию, рясу, схиму), характерно, что на голове Ефрема – клобук, голова Авраамия не покрыта (куколь лежит на плечах), оба с нимбами. Молитвенное сложение рук разное: правая рука Ефрема прижата к груди в области сердца, левая слегка опущена вниз. Образ Ефрема включён в состав Собора Смоленских святых. На иконе 1980 гг. (до 2008 г. в Успенском кафедральном соборе в Смоленске) Ефрем помещён первым во втором ряду, держащим перед собой раскрытую книгу. В 2001 г. был разработан извод с изображением трёх Смоленских святых, чьи имена связаны со Спасо-Преображенским Авраамиевым монастырём, Авраамия, Игнатия и Ефрема (иконописец С. Кульманов, Преображенский собор Авраамиева монастыря). Святые изображены в рост, в руках Ефрема – свиток.



 
PR-CY.ru