ЕФРЕМ - Страница 2

В заключительной части сочинения Ефрем противопоставляет праведность Авраамия греховности своей жизни. Агиограф укоряет себя за то, что он бывал «пиан, и веселяся, и глумяся в неподобных делех, иже в правду бых празден», слишком часто находился в «дремании» и «многе сне», посещал пиры, предавался «плясаниам» с бубнами и сопелями. Одной из целей самообвинения является желание подчеркнуть строгость подвига Авраамия: «Он рогоже положи и постелю жестоку, аз же постелю мяхъку и теплу». В Житии Авраамия Ефрем проявил себя как искусный ритор, талантливый и свободно использующий традицию агиограф. На миниатюре в утраченной смоленской рукописи XVII в., изображающей Авраамия и Ефрема, последний представлен как схимник. О схиме Ефрема также свидетельствует иконописный подлинник: «Преподобныи Ефрем, Смоленскии чюдотворец: в схиме, сед, брада Антония Римлянина Новгородскаго, ризы преподобническия, а инде пишет: аки Сава Освященныи». Ефрем, как полагают исследователи, был погребён в Авраамиевом Ризоположенском монастыре. По сообщению «Повести о победах Московского государства», написанной в 1620 гг. в среде смоленских дворян, которые остались в России, после того как по Деулинскому перемирию 1619 г. Смоленская земля отошла Польше, мощи Ефрема покоились вместе с мощами его учителя Авраамия в этой обители. От мощей преподобных совершались чудотворения: «Мнози же и неизреченныя чудеса испущающе от их преподобных ран (так в публикации, правильно: рак) от святых бо глав их. А во главах у святых ран (рак) устроено место, аки кладязь, и на всяко лето в их праздник вода изхождаше и помост церковный во церкви понимаше (так!). Людие же для благословения воду черплюще; от воды тоя мнози недужнии исцелевахуся и здравии бываху. Отшедши же Божественной литургии, и абие в церкви и в месте том, откуда вода исхождаше, суша бываше. Токмо едино черплющия вода в сосудех оставляшеся и в год блюдома для благословения ради недужных исцеления. При нозех же святых ран (рак) прут великий железный растуще и по вся годы прибывающе, аки древо». При взятии Смоленска поляками в 1611 г. монастырь был разорён, по мнению исследователей, тогда были утрачены мощи преподобных Авраамия и Ефрема. В Смоленске Ефрем наряду со святыми Меркурием и Авраамием считался небесным заступником города. Ефрем почитался вместе со своим учителем, в службе преподобным Авраамию и Ефрему последний назван «божественным» и «богомудрым». По наблюдениям Евгения Евстигнеевича Голубинского, в месяцесловах имена Авраамия и Ефрема появляются в первой половине XVI в. с памятью 21 августа, в день преставления Авраамия. Списки службы преподобным Авраамию и Ефрему фиксируются в это же время (Исторический музей), встречается отдельно канон святым. Упоминание в службе «агарянского», «варварского» и «иноплеменного» пленения и «обстояния» Смоленска указывает на раннее происхождение службы (литовцы захватили город в 1239 г., а монголы дошли до находившегося под Смоленском селения Долгий Мост).

 



 
PR-CY.ru