ЕСЕНИН Сергей Александрович - Страница 4

Начало нового периода совпало с организацией С.А. Есениным совместно с Анатолием Борисовичем Мариенгофом, Вадимом Габриэлевичем Шершеневичем и др. литературной группы «Орден имажинистов». В 1919 г. С.А. Есенин участвовал в коллективных сборниках: «Конница бурь» (М., 1920 г. два сборника), «Плавильня слов» (М., 1920 г.), «Харчевня зорь» (М., 1920 г.), «Имажинисты» (М., 1921 г.), «Золотой кипяток» (М., 1921 г.), «Звёздный бык» (М., 1921 г.), «Конский сад: Вся банда» (М., 1922 г.), сотрудничал в журнале «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (1922–1924 гг.), являлся организатором и завсегдатаем имажинистского кафе «Стойло Пегаса». Вместе с «собратьями» эпатировал публику (например, писал кощунственные стихи на стенах московского Страстного монастыря). Он говорил Ивану Никаноровичу Розанову: «Многие думают, что я совсем не имажинист, но это неправда: с самых первых шагов самостоятельности я чутьём стремился к тому, что нашёл более или менее осознанным в имажинизме. Но беда в том, что приятели мои слишком уверовали в имажинизм, а я никогда не забываю, что это только одна сторона дела, что это внешность. Гораздо важнее поэтическое мироощущение». С.А. Есенин выступал за органический образ, вплетённый в художественно-философский мир как в единую образную систему. Теорию имажинизма изложил в трактате «Ключи Марии» (сентябрь-ноябрь 1918 г.), где размышлял о назначении искусства, его связи с природой, бытом и творчеством народа, разработал теорию органического образа. Наиболее значительными достижениями С.А. Есенина имажинистского периода стали поэмы «Сорокоуст» (1920 г.) и «Пугачёв» (1921 г.). В 1924 г. он вышел из состава группы. В 1921 г. С.А. Есенин признавался И.Н. Розанову: «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве». Перелом в сознании и творчестве поэта наметился с началом НЭПа и закрепился во время его поездки в Европу и Америку вместе со второй женой, американской танцовщицей Айсидорой Дункан, в мае 1922 г. – июле 1923 г. Разочаровавшись в Америке, С.А. Есенин не сразу принял идею индустриализации, но начал осознавать её историческую неизбежность, в том числе и для «деревянной Руси». Если раньше С.А. Есенин относился негативно к созданной человеком «вторичной природе», к «железу» как к образу дьявола («скверный гость», враг «живого»), «железный» путь он рассматривал как гибельный для «голубой Руси», то теперь устами Рассветова из «Страны Негодяев» (1922–1923 гг.) утверждал: «Здесь одно лишь нужно лекарство – / Сеть шоссе и железных дорог. / Вместо дерева нужен камень, / Черепица, бетон и жесть».

 



 
PR-CY.ru